Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Инструментальные
ансамбли в том или ином виде существовали и до XVII века: небольшие бытовые (часто без обозначения
инструментов), исполнявшие чаще всего танцы; всевозможные, от малых до
многозвучных, участвовавшие в исполнении вокально-инструментальных произведений
(более всего в венецианской
32 Цит. по кн. Купеpен Ф.
Искусство игры на клавесине, с. 73.
541
школе,
особенно у Джованни Габриели). Однако типы инструментальных ансамблей от
камерных до оркестровых лишь постепенно сложились, выработались на протяжении XVII века. Это происходило в неразрывной связи с развитием
определенных музыкальных жанров, которые тоже находились в процессе
формирования и прошли от XVI к XVIII веку путь от вокально-инструментальной по складу
канцоны до старинной сонаты (sonata da chiesà) и concerto grosso. На этом пути они не миновали и сюиты — от ее
простейших истоков в XVI веке до
камерной сонаты (sonata da camera) и многочастной
оркестровой пьесы. В отличие, с одной стороны, от органной музыки, связанной в
основном с исполнением в церкви, и, с другой стороны, от клавирной как чисто
светской, музыка для инструментальных ансамблей звучала и в церкви (отсюда
«церковная соната»), и в светском салоне, и в домашнем быту, и во дворце. Тем
не менее ее образность со временем совершенно освободилась от традиций
духовного искусства (разве что обозначение «церковная соната» не предполагало
одни лишь сюитные части в цикле). В этом смысле между инструментальной канцоной
конца XVI века и трио-сонатой в итоге XVII существует глубокое, принципиальное различие.
В
области инструментального ансамбля XVI век
не оставил таких исполнительских и композиторских традиций, которые уже были
заложены в развитии органного искусства (зафиксированные -приемы исполнения, в
частности импровизации в определенном стиле инструмента). Ансамблевые
произведения той поры могли предназначаться: для пения или игры; для
игры на различных (любых, лишь бы позволил их диапазон) инструментах; для
определенного ансамбля, но без какой-либо дифференциации его партий (что
скрипка, то и тромбон). Потребовалось немало времени, чтобы преодолеть эту
неопределенность, неустойчивость обычаев и понятий, связанных с «детскими»
этапами в развитии инструментальной музыки.
Предыдущая Следующая