Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Первыми
исходными пунктами для поступательного движения ансамблевой музыки от XVI века и дальше стали из бытового репертуара наиболее
распространенные танцы, из профессионального искусства — в первую очередь
полифонические канцоны. Это означало, что художественные истоки новых жанров
уходили как к народно-бытовым формам, так и к вокально-полифоническому строгому
стилю. Гомофонному складу танцевальной музыки, цельности и компактности простой
композиции, мелодико-ритмической определенности, ясно выраженным контрастам
движений (при чередовании танцев) в известной мере противостояли в канцоне
полифоническое письмо, развернутость композиции, мелодико-ритмическая
«нейтральность» тематизма, отсутствие контрастов между частями (если они
намечались внутри канцоны) .
К
числу наиболее ранних канцон для исполнения на инструментах («Canzoni da sonare») относятся произведения Флорен-
542
тио
Маскеры (органиста в соборе в Бреше), изданные в 1584 году 33. Эти четырехголосные
пьесы, если б под их партиями был подписан текст, ничем не отличались бы от
вокальных полифонических композиций, например мотетов строгого письма; характер
четырехголосия, плавность голосоведения, диапазон каждого из голосов,
имитационный склад, возникновение новых разделов без определенных тематических
контрастов, без ограничений (два или много больше разделов) — все здесь было бы
естественно в связи со словесным текстом. Когда же текст отсутствует, а темы
не индивидуализированы, целое оказывается текучим, аморфным. Если б это
сколько-нибудь возмещалось спецификой инструментального склада, подобная
«канцона для игры» стала бы новым шагом на пути к собственно инструментальным
формам. Но в данном виде канцоны Маскера кажутся простыми копиями вокальных
произведений, не рассчитанными даже на определенный состав инструментов.
Композитор дает им программные названия («La Capriola», «La Maggia», «La Rosa», «La
Foresta» и т. п.), стремясь, видимо, как
бы приоткрыть характер их образности. Напомним попутно, что канцоны, которые в
тот же период создавались для органа, были более специфичны и, тем самым, все
же более свободны от признаков чисто вокального склада.
Предыдущая Следующая