Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Творческая
деятельность композиторов венецианской школы во второй половине XVI века и начале XVII позволяет проследить, как именно протекал процесс
«вычленения» инструментальных жанров из общей массы вокально-инструментальных
форм того времени. Известно, что и в Венеции различные составы инструментальных
ансамблей были крепко связаны с хоровым звучанием, а инструменты сплошь и рядом
попросту замещали вокальные партии, использовались, так сказать, наравне с
ними. Однако вместе с тем здесь, силами крупнейших мастеров, уже началась и
разработка собственно инструментального письма, проявлялся живой интерес к
инструментальным тембрам, выраженный хотя бы в стремлении противопоставлять
различные группы ансамбля (что осознавалось как их «концертирование»). При этом
многое еще оставалось неопределенным: возможные инструментальные жанры,
исполнительский состав, типы композиции. Джованни Габриели называет свои
произведения для инструментального ансамбля то канцонами (подчеркивается
вокальный источник), то сонатами (инструментальное исполнение), то симфониями
(в смысле «созвучие», то есть ансамбль). На практике особых различий между
этими обозначениями может и не быть: в принципе они могли бы относиться к
одному и тому же произведению для ряда инструментов. У Андреа Габриели есть
«Канцоны alla
francese для игры на органе», у Джованни
Габриели — «Канцоны и сонаты... на 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15 и 22 голоса для
игры на различных инструментах». «Священными симфониями», с другой стороны,
33 См.: Хрестоматия, № 28.
543
венецианцы
именуют свои вокально-инструментальные сочинения. Исполнительский состав в ранних
инструментальных произведениях для ансамбля может приближаться то к камерному,
то к оркестровому (от 3 до 16 инструментов); причем между партиями, к примеру,
скрипок и тромбонов особых различий не наблюдается. По стилю изложения это
полифонические, имитационные произведения (часто еще близкие хоровым по
фактуре) из нескольких (от 2 до 12) разделов, непосредственно переходящих один
в другой, то есть в слитной форме.
Крупные
вокально-инструментальные композиции венецианской школы на рубеже XVI—XVII веков, так
же как партитура «Орфея» Монтеверди, убедительно показывают, что сложившихся
типов инструментальных ансамблей в ту пору еще не было. Чуть ли не для каждого
произведения возможен был особый «набор» инструментов. Лишь со временем из
множества инструментальных тембров и неопределенного количества их комбинаций
сложились определенные типы камерных ансамблей и оркестров.
Предыдущая Следующая