Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Тем
не менее представители венецианской школы с годами все настойчивее стремились
освободиться от следования вокальным образцам, находили способы разнообразить
разделы инструментальной канцоны за счет различий движения, аккордового или
имитационного склада, а также использования притом особенностей
инструментальной фактуры. Хорошим примером может служить канцона Джованни
Габриели для двух скрипок, двух корнетов и двух тромбонов34. Здесь
часты смены движения (3—8—5—1—8—1—7—3—10 тактов), причем имитационные фрагменты
чередуются с аккордовыми звучаниями и монотония целому не угрожает. Заметим
кстати, что от скрипок, корнетов и тромбонов требуется одинаковая техника, и
лишь в самом конце произведения легкие пассажи распределены только между партиями
двух скрипок.
Пусть
ранние инструментальные пьесы подобного рода не слишком самостоятельны,
тематически не очень ярки, еще не утра-гили зависимости от вокальной полифонии
и ее структур, все же эмансипация инструментальной музыки началась. Венецианская
творческая школа с ее тягой к «концертности» духовного искусства, с ее
драматическими и колористическими устремлениями нашла в формирующихся инструментальных
жанрах новые выразительные возможности, новые краски — и к тому же
относительную независимость от церкви.
Насколько
пестрой была на первых порах эта картина раннего развития инструментальной
музыки в Италии, свидетельствует содержание сборника «Канцоны для игры...»,
вышедшего в 1608 году и содержащего 36 произведений Дж. Габриели, Клаудио
Меруло, Флорентио Маскеры, Дж. Фрескобальди, Лудзаско Лудзаски, Джованни
Баттиста Грилло и других авто-
34 См.: Хрестоматия, № 31.
544
ров.
Число голосов в этих пьесах колеблется от четырех до шестнадцати. В ряде
случаев инструменты не обозначены. И тут же встречаются канцоны для восьми или
шестнадцати тромбонов, для четырех скрипок, четырех лютен. Заметим в этой
связи, что и струнные, и духовые инструменты применялись в то время целыми
семействами, во всех регистрах. Канцона могла, например, исполняться
семейством скрипок или семейством тромбонов (или в унисон теми и другими).
Среди канцон названного сборника есть и четырехголосное (без обозначения инструментов)
каприччо Дж. Б. Грилло, интересное тем, что его истоки — не только в вокальной
полифонической музыке (пример 169).
Композиция содержит множестве небольших разделов, которые в большинстве не
полифоничны, а танцевальны: 1) имитационный раздел, 2) в движении гальярды, 3)
имитационный, 4) в движении паваны, 5) в движении гальярды, 6) паваны, 7)
гальярды, 8) и 9) повторения 1) и 2), кода. Итак, сюда «примешались» и
«прапары» танцев, от которых затем пойдет формироваться сюита.
Предыдущая Следующая