Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
От
начала к концу XVII века инструментальный
ансамбль со своим репертуаром проходит достаточно большой и сложный путь
развития. Постепенно определяются преобладающие типы ансамблей (камерное трио),
выдвигаются избранные солирующие инструменты, растет значение струнных
(особенно скрипки) в ансамбле при интенсивном совершенствовании собственно
инструментального стиля. Полифонические традиции в процессе эволюции
скрещиваются с приемами письма, характерными для монодии с сопровождением (в
частности, цифрованного баса, basso continuo).
На протяжении столетия идет сложение литературы для инструментального
ансамбля, его репертуара: сюиты, канцоны-сонаты, далее concerto grosso. Сопоставляя канцоны начала века с сонатами и сюитами
на его исходе, мы убеждаемся в том, что инструментальное письмо обрело свою
специфику, стало самостоятельным.
Перелом
на этом пути явно намечается около середины столетия, когда созревает сюита
как цикл танцев для ансамбля (уже утративших свой прикладной смысл), а из
многотемной канцоны растет соната — как цикл нового типа, не связанный (или не
полностью связанный) с танцевальными движениями и уже свободный от
непосредственных связей с хоровыми полифоническими формами. Процесс своего
рода «собирания» танцев в цикл, хотя он потребовал времени, все же был
достаточно простым. Процесс же образования сонаты, генетически связанной с
канцоной, более сложен. Канцона ведь не просто распадается на части,
образуя старинную сонату. Возникает такое образное содержание, такой тематизм, которые
побуждают к расчленению формы на разделы — первоначально при сохранении
слитности целого. Иными словами, дело не только в расчленении канцоны на
части, а именно в перерождении ее: соната образует новое художественное
качество в сравнении
545
с канцоной.
В этом процессе, по существу, участвуют и другие музыкальные явления. На
характерность и активизацию ритмического движения в гомофонных частях сонаты
по-своему воздействовали и танцы сюиты. На интонационный строй, на мелодический
тематизм частей цикла оказала влияние оперная монодия нового стиля.
Предыдущая Следующая