Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Новые
инструментальные жанры развивались в XVII веке
в тесной связи с эволюцией самих инструментальных ансамблей. В Италии, где
ранее всего родилась соната, со всей определенностью проявилась тенденция к
ограничению исполнительских составов, к дифференциации их, в первую очередь — к
устойчивому выделению камерного ансамбля. Две скрипки и бас — таким стал
господствующий тип камерного состава. Бас понимался как basso continuo, будучи предназначен для исполнения на клавесине или
органе (разумеется, с гармонической расшифровкой), линия собственно басового
голоса могла быть удвоена струнным или духовым инструментом соответствующего
регистра. В последнем случае трио-соната исполнялась четырьмя музыкантами.
Заметим сразу, что такой состав мог быть использован как в полифонических, так
и в гомофонных частях произведений. Наличие basso continuo позволяло всем голосам участвовать в полифоническом
изложении, если бас вовлекался в него как равноправный голос. И оно же, это
наличие, допускало чисто гармонический склад при мелодическом движении двух
верхних голосов. Наконец, два мелодических голоса и бас могли вести
полифоническое развитие, а расшифровка созвучий на клавишном инструменте
добавляла к ним аккордовую основу. Именно для сонаты как нового жанра такие
комплексные возможности полифонии-гомофонии были особенно важны, ибо они
помогали нахождению тематических и композиционных контрастов для формирующихся
различных частей цикла.
Что
касается оркестра, то он как . организованное целое, независимое от
вокально-инструментальной музыки, с определенными функциями групп в нем, еще
не сложился к середине XVII века.
Формирование его ранее всего заметно в итальянской опере, особенно с тех пор,
как она приобрела широкое распространение в Венеции, а затем во французской —
во время Люлли. О некотором приближении к оркестру можно говорить во второй
половине XVII века в больших
инструментальных ансамблях, которые утрачивают камерный характер и звучат на
всевозможных празднествах в качестве застольной или вообще развлекательной
музыки.
Общественные
условия и среда, характерные для культивирования инструментальных жанров
нового склада, были в XVII веке
неодинаковыми в различных странах Западной Европы и постепенно изменялись на
его протяжении. Не порывалась еще связь с церковью: отсюда и наименование —
церковная соната. Впрочем, это отнюдь не означало, что такое произведение
исполнялось только в церкви. Оно могло звучать в любом музыкальном
Предыдущая Следующая