Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
546
собрании
академии, в салоне среди просвещенных любителей искусства, будь то Венеция,
Мантуя, Болонья или другой итальянский центр. В немецких городах
инструментальную музыку нового склада исполняли и слушали в объединениях
городских музыкантов, в бюргерском домашнем кругу, в «музыкальных коллегиях»
университетов, в придворной обстановке. Во Франции начало ансамблевой музыки,
помимо бытовых истоков (танцы сюиты), связано с деятельностью придворных
инструментальных ансамблей («24 скрипки короля», «16 скрипок короля» при
Людовике XIV), а позднее и с зарождением
более камерных, домашне-дворцовых концертов, в которых, например, участвовал
Куперен как автор и исполнитель своих произведений для ансамбля. На примере
творческой деятельности Пёрселла, который перенес жанр трио-сонаты на английскую
почву, видно, что и там созрели условия для исполнения и восприятия камерных
произведений нового типа — в среде любителей музыки и профессионалов, вероятно
и в обстановке придворных концертов.
Своеобразное
перерождение многочастной канцоны в сонату — одновременно с высвобождением ее
стиля от хоровых традиций — отчетливо прослеживается на материале итальянской
музыки от начала к середине XVII века. Этот
процесс был сопряжен с постепенным образным углублением новых жанров, с
поисками нового тематизма, который определил бы различный (если не контрастный)
образный смысл нескольких частей целого. Путь от более «нейтрального», в
известной мере абстрактного тематизма в музыке строгого стиля (традиция XVI века) к большей образной определенности,
конкретности, к контрастам динамически-активных и лирически окрашенных частей
сонаты естественно вел к расширению общих рамок композиции и самоопределению
ее частей (от контрастно-составной формы к циклу). На этом пути новый тематизм
складывался во взаимодействии с интонационным строем других новых жанров —
оперы в первую очередь. Пример оперной монодии, вообще мелодической выразительности
оперно-кантатного типа, надо полагать, еще более способствовал выдвижению в
музыке для инструментального ансамбля ведущего, технически совершенного
инструмента — скрипки с ее мелодическим даром, силой звучания и динамическими
возможностями.
Предыдущая Следующая