Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Как
известно, в Италии со второй половины XVI
столетия выдвинулась целая плеяда выдающихся, непревзойденных скрипичных
мастеров (Гаспаро да Сало, семейства Амати и Страдивари, Джованни Гварнери).
Деятельность многих из них особо развернулась в XVII веке и захватила отчасти XVIII. Не случайно именно скрипка, скрипичный стиль, если
можно так сказать, возглавили тогда инструментальный ансамбль, в наибольшей
мере определили его художественный облик в камерных жанрах. Среди авторов
инструментальной музыки — помимо органистов и клавесинистов — особо выделились
в Италии скрипачи, которые во многих отношениях захватили творческую инициативу
А все
547
это
в свою очередь не переставало стимулировать скрипичных мастеров к дальнейшему
совершенствованию инструмента. Уже во втором десятилетии XVII века, по произведениям Бьяджо Марини, Джованни
Баттиста Фонтаны, Карло Фарины, Бартоломео Монт'Альбано, Тарквинио Мерулы
хорошо видна ведущая, в полной мере опpеделяющая
роль скрипки в инструментальном ансамбле.
Бьяджо
Марини (1597—1665), младший современник Монтеверди в Венеции (с 1615 года),
подобно ему стремился создать (в своей области) «взволнованный стиль». Первый
сборник своих пьес (1617), включивший танцы, вариации и «симфонии» (в старинном
понимании), он озаглавил «Affetti musicali»
(«Музыкальные аффекты»). Здесь он выделил в ряде случаев скрипку соло. Смелая
и изобретательная трактовка скрипичной партии подчинена у него выразительным
задачам: раньше Монтеверди он находит выразительный эффект тремоло у струнных;
его темы уже широки, подвижны, порою характерны; он допускает многоголосную
игру на скрипке (имитации, аккорды — «в стиле лиры»). Дж. Б. Фонтана (умер в
1630 году), который пишет музыку для ансамблей и для скрипки соло, придает
канцоне отнюдь не традиционно-вокальный, а специфически скрипичный облик. Ее
части отделяются одна от другой благодаря характерности тематики и стиля
изложения, что осуществимо лишь при развитой фактуре.
Некоторые
авторы в ту пору изощряются в достижении особых звукоизобразительных эффектов
на скрипке при помощи различных технических приемов. Например, К. Фарина в
«Экстравагантном каприччо» для инструментального ансамбля (1627) демонстрирует
технические приемы, которые позволяют подражать маленькой флейте, свирели,
«солдатским трубам», лаю собаки, мяуканью кошки и т. д. Разумеется, это случай
почти анекдотический (впрочем, не столь уж исключительный в музыке XVII— XVIII веков —
вспомним Польетти и Куперена), однако он по-своему показателен для чисто
технической изобретательности композиторов-скрипачей.
Предыдущая Следующая