Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Независимо
от того, как называются ансамблевые сочинения итальянских композиторов во
второй четверти и в середине XVII века (канцоны
для игры, сонаты, даже симфонии), они в общей сложности знаменуют процесс
продвижения от традиционной канцоны к сонате. В них уже усиливается контраст
разделов, растет их число, вводятся переходы между ними. Б. Монт'Альбано
именует свое произведение для двух скрипок и баса (1629) симфонией, хотя
по своему складу это та же канцона, явно тяготеющая к перерождению в сонату: ее
три части (в слитной форме) идут в разном движении, в них сочетаются и
имитационные приемы изложения, и параллельное движение голосов, причем средняя
часть (на 3/2 между двумя частями на 4/4) с ее ровностью
и четкими членениями заметно выделяется среди других, а последняя часть
приводит к пассажной
548
динамизации
в конце произведения35. Образность здесь еще бледна, тематизм мало индивидуализирован,
инструментальная специфика выступает лишь к концу пьесы. Однако движение к
сонате не останавливается.
Достаточно
сравнить канцону Массимилиано Нери (органиста в соборе св. Марка в Венеции),
относящуюся к 1644 году, и его же сонату 1651 года, чтобы ощутить определенные
сдвиги на этом пути 36. В первом случае после фугированного раздела
следуют еще пять разделов более или менее самостоятельного значения в слитной
форме и при внутренних интонационных связях. В более поздней сонате первая фугированная
часть и вторая, медленная (Adagio) на 3/2,
уже соотносятся, как в старинной сонате. За ними же следует еще одна быстрая
часть, сама по себе многосоставная: в нее включены два тематически взаимосвязанных
раздела, после чего следует реприза этой быстрой части. Итак, последнюю часть
сонаты еще трудно считать финалом цикла: это всего лишь поиски структуры для
него, которая в процессе их разрастается, нарушая общее равновесие.
Творческие
опыты этого рода в значительной, мере заслоняются достижениями Джованни
Легренци (1626—1690), крупного итальянского мастера, представителя
венецианской оперной школы и талантливого автора многих инструментальных
произведений. Он идет несколько дальше в направлении, намеченном его
предшественниками и старшими современниками. В его трио-сонатах (для двух
скрипок и баса) и других сочинениях для ансамбля более отчетливо
самоопределяются внутренние разделы, более ясными становятся принципы их
сопоставлений, а главное, всему этому способствует более яркий, чем ранее, тематизм
частей, что и определяет характерность каждой из них. У Легренци едва ли не
впервые в новом жанре можно ощутить не только различное движение, различную
фактуру частей сонаты, но и наметившуюся их разную, порой даже контрастную
образность. Как будто бы молодой жанр, освобождаясь от традиционного тематизма
строгого стиля, тематически сближается с современным ему искусством нового,
экспрессивного направления.
Предыдущая Следующая