Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Параллельно
эволюции болонской школы развертывается творческая деятельность выдающегося
композитора-скрипача Генриха Игнаца Бибера (1644—1704). Притом его фигура
стоит в истории скрипичной музыки несколько особняком и доныне остается едва
ли не загадочной. По-видимому, в традициях немецких скрипачей были заложены
основы для особого развития многоголосия на скрипке. Как известно, сонаты И.
С. Баха для скрипки соло предъявляли к инструменту исключительные для своего
времени требования многоголосной игры. Бибер в известной мере предвосхитил его
достижения, как бы подготовил их в своих сонатах для скрипки и баса (16 сонат
1675 года и 8 — 1681 года). В понимании цикла Бибер, по существу, далек от
разграничения на
569
«церковную»
и «камерную» сонаты. Он не придерживается какого-либо типа в построении цикла,
смешивает нетанцевальные и танцевальные части, создает вариации, чаконы,
обозначает отдельные части, как Lamento, прелюдии,
даже «сонаты». Среди его восьми сонат 1681 года находим такие циклы:
1.
Прелюдия, Ария с вариациями (на basso ostinato),
Финал (импровизационный на органном пункте).
2.
Соната (из двух частей), Аллеманда, Presto.
3.
Аллеманда с вариациями, Сарабанда с вариациями.
4.
Соната, Presto,
Жига, два дубля.
5.
Чакона (с характерными вариациями).
Вариационные
формы особенно привлекают Бибера, который стремится именно к характерности
вариаций (например, в стиле медленной лирической части цикла, в стиле финала и
т. п.) и вносит в них необычайное многообразие изложения, которое показалось бы
, в его время недостижимым для других творческих школ. Необычайно широки и
виртуозно разработаны, по фактуре чаконы и пассакалья у Бибера (четвертая
соната-чакона из второго сборника и особенно шестнадцатая соната-пассакалья без
сопровождения из первого сборника).
Первый
сборник сонат Бибера задуман программно и носит название «15 мистерий из жизни
Марии», причем каждое произведение имеет свой сюжет, заимствованный из
евангелия. Однако по существу эти сонаты выдержаны в том же стиле и характере,
что и непрограммные произведения второго сборника. Самое поразительное в
скрипичных сонатах Бибера — не программность, не трактовка в них цикла, а
широко раздвинутый круг образов и эмоций за счет экспрессивности и живописности
музыки, достигаемых смелейшим развитием многосторонних технических возможностей
скрипки. В некоторой мере его скрипичную фактуру можно сопоставить с
клавесинной фактурой Польетти, тоже необычной для своего времени. Но Бибер
крупнее как художник, и его перспективность более ясна, поскольку он восходит к
Баху.
Предыдущая Следующая