Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Несколько
раньше «Сонаты для одного, двух и трех [голосов]...» появились у Фарины
(посмертное издание 1641 года): из 18 произведений 6 предназначались для
скрипки и basso continuo. Когда композитор
писал фугированные части в сольных сонатах, они еще не могли быть выдержаны в
развитом полифоническом стиле: при всего лишь двух выписанных партиях и
заполнении гармонии по цифрованному басу полифоническое изложение могло быть
только ограниченным (даже если скрипка и бас имитировали друг друга, то к ним
присоединялись свободные по фактуре гармонии клавесина или органа). И в
дальнейшем развитие сольной сонаты будет в значительной мере связано не только
с традициями многоголосных канцон, но и с бытовыми традициями варьирования,
танцевальности, а также с оперно-ариозными импульсами. Основной образный и
композиционный принцип сонаты da chiesa —
противопоставление контрастирующих нетанцевальных частей (или, во всяком
случае, как правило, не танцев) в цикле — с большим успехом мог быть
осуществлен в трио-сонате, где противопоставление полифонических и гомофонных
частей
39 См.: Сахарова Г. У истоков сонаты. — В кн.: Черты сонатного
формообразования. Сб. трудов (межвузовский), вып. 36. М., 1978.
568
достигалось
естественнее и легче благодаря выписанному трехголосию. Сольная же скрипичная
музыка вначале тяготеет скорее к «камерным» видам сонаты (то есть к сюите) как
явно гомофонным.
В
творчестве болонских композиторов среди скрипичных сонат еще преобладают сонаты
da
camera. Правда, эти произведения уже не
сводятся к простой обработке бытового музыкального материала: на основе танца
сплошь и рядом создаются развитые, порой даже виртуозные пьесы.
Выразительно-технические возможности скрипки как бы специально демонстрируются
в вариациях, чаконах, пассакальях, приобретающих новый — «концертный» —
характер именно в болонской творческой школе. Что же касается сонат da chiesa для одной скрипки и баса, то они у болонских
композиторов представляли собой ранние образцы «старинной сонаты» (как цикла),
со слабо развитыми полифоническими частями, с постепенно устанавливающимся
единством стиля изложения. Характерность отдельных частей достигалась в них без
резких противопоставлений сплошной имитационности, фугированности и гомофонного
склада. Однако первая из быстрых частей сольной сонаты (обычно вторая часть в
цикле) и здесь еще оставалась отчасти имитационной (имитация скрипки и баса), что
подчеркивало ее особенность в композиции целого. Так, в одной из сонат Дж. Б.
Витали для скрипки и basso continuo
широкому Largo в известной мере
противопоставлено подвижное «разработочное» Allegro с имитациями скрипки и баса. Затем певучая медленная
часть сменяется легкой пассажной (быть может, стилизованная куранта?).
Композицию цикла замыкает финал в характере медленного марша. Заметим, что
вступительное Largo, хотя его и нельзя назвать
полифоническим, все же несет в себе интонационные признаки полифонического
письма: его широкоразвернутая тема-мелодия (первые 5 тактов) близка
традиционным темам инструментальных фугированных пьес и, что особенно
симптоматично, она тут же повторяется у скрипки целиком на кварту ниже (словно
ответ в фуге!). В итоге образные контрасты цикла менее зависят от
противопоставления гомофонных и полифонических, частей его, а более четко
выражены тематическими особенностями каждой из них.
Предыдущая Следующая