Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
К
началу XVII века композиторы и сами тяготеют порой к выделению
концертирующих партий из большого ансамбля. Лодовико Гросси да Виадана в одной
из своих инструментальных канцон (1602) противопоставляет, например,
«концертирующие» партии диалогизирующих скрипки и корнета менее развитым партиям
двух тромбонов и continuo. В трио-сонатах ряда
итальянских композиторов заметна тенденция к концертированию обеих скрипок, их
перекличкам или параллельному движению, что отчасти 1 нарушает общую
полифоническую структуру и ведет к иному стилю изложения.
Примечательно,
что и инструментальный концерт, и сольная соната формируются ранее всего как
скрипичные произведения. Именно здесь скрипка рано вытесняет виолу. XVII век наметил в этом смысле важнейшую тенденцию в общей
истории смычковых
567
инструментов
и литературы для них — к господству инструментов нового типа, более мощных,
ярких по тону, более «концертных».
В
канцонах и сонатах Джованни Баттиста Фонтаны, Тарквинио Мерулы, Массимилиано
Нери и ряда других итальянских композиторов господствует скрипка — как
солирующий, концертирующий инструмент. Скрипки ведут диалог в трио-сонатах,
скрипка исполняет виртуозное соло, что побуждает некоторых авторов именовать
свои произведения «Sonate concertate» (Кастелло в 1621,
Мерула в 1637 году).
Бьяджо
Марини наряду с трио-сонатами создает пьесы для скрипки соло (с basso continuo). В его сборнике «Affetti musicali» (1617) встречаются и произведения старого типа (для
скрипки или корнета), и новые, собственно скрипичные вариации. В Романеске d-moll Марини для
скрипки и continuo простая, народного склада
тема свободно варьируется, причем одна вариация идет на удержанном басу, в другой
динамизируется верхний голос (движение более мелкими длительностями), далее
подвижным становится бас, четвертая идет в движении гальярды, а последняя — в
ритме куранты. Таков один из первых примеров музыки для скрипки соло.
В
дальнейшем, как мы уже отчасти знаем, композитор значительно эволюционировал.
Для формирования его скрипичного мелодизма большое значение имел пример оперной
монодии с сопровождением, что справедливо замечено советским исследователем 39:
местами мелодика скрипичной партии приближается у него к декламационному
складу. Среди сонат Марини 1655 года есть уже произведения для разных составов,
в том числе для скрипки и баса.
Предыдущая Следующая