Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Приемы
концертирования в принципе существовали давным-давно. Противопоставление
солирующих голосов хору, а также
566
противопоставление
различных хоровых групп (то есть мелизматическое и антифонное пение), как
известно, практиковались уже в раннехристианской музыке, которая в свою очередь
усвоила традиции ряда ближневосточных стран. В церковной музыке западноевропейского
средневековья «концертирующий» характер носили верхние голоса, присоединявшиеся
к медленно движущемуся григорианскому хоралу и развивавшиеся в так называемом
мелизматическом стиле многоголосия. В эпоху Ренессанса значение творческой
личности, самосознания художника резко возросло. К концу XVI века с новой остротой ощутили свою артистическую роль
и музыканты-исполнители, стремившиеся проявить творческую инициативу. В связи
с этим концертирование как исполнительский прием, как своего рода «украшение»
авторского подлинника стало весьма характерным, в частности, для итальянских
музыкантов. Лучшие певцы способствовали в духе времени выявлению
гомофонно-гармонического начала даже в больших многоголосных сочинениях.
Например, в четырех-пятиголосном мадригале верхний голос исполнялся
талантливым певцом с «диминуциями» (то есть с украшениями), тем самым резко
отделяясь от других, — и это уже становилось признаком «концертирования» для
того времени. Противопоставление различных хоровых и инструментальных групп в
крупных произведениях венецианской школы воспринималось как другой признак
«концертности»
В
теоретико-методических трудах XVI века новые
исполнительские приемы тоже получают свое отражение и даже обоснование. Так, Диего
Ортис из Толедо, выпустивший в 1553 году в Риме свой трактат об игре на
смычковых инструментах, дает практические указания исполнителям мадригала на
инструментах. Он предлагает, к примеру, исполнять четырехголосный мадригал
Вердело таким образом: три голоса, как они написаны, играть на клавесине, один
же голос (на выбор) поручать виоле, которая должна вести его с
импровизированными украшениями, развивая и внутренне расширяя мелодию. Так же
можно поступать с любым другим голосом, придавая ему значение концертирующего и
сводя остальные как бы на второй план.
Предыдущая Следующая