Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
этих исторических условиях новые, живые, перспективные отклонения от типичной
полифонической фактуры, как и от выдержанного принципа basso continuo, воспринимались особо, но не могли быть
систематизированы, ибо обозначали всего лишь тенденцию , а не что-либо
вполне устойчивое. В последовательно полифоническом складе, при имитационном
или фугированном развертывании композиции выписывались все инструментальные
партии. В гомофонном изложении «нового стиля» обычно выписывался верхний голос
(или голоса) и basso continuo. Между тем реальное
развитие музыкального искусства, взаимопроникновение полифонических и
гомофонных принципов в творчестве передовых композиторов привели к прорастанию
новых признаков музыкального письма, которые не сразу получили какое-либо жанровое
выражение. Если в полифоническом складе нарушалось принципиальное равенство
голосов (за счет более активного развития одного или нескольких из них) или
выделялись их группы в чередованиях и противопоставлениях, это воспринималось
как «концерт». Если инструменты не шли за голосами в вокально-инструментальном
произведении, а значительно эмансипировались со своими композиционными и
колористическими задачами, это
571
могло
быть названо «концертом». Если же в неполифоническом произведении, помимо
верхнего голоса и basso continuo, появлялись новые,
мелодически развитые партии («облигатные» — как их обозначали), то они получали
название «концертирующих». Иными словами, всякое отклонение от чисто
полифонического изложения или от принципа монодии с сопровождением в сторону нетрадиционной
активизации тех или иных голосов (или групп их) вело к «концертности» —
в понимании того времени.
Со
временем «количество» перешло в «качество»: признаки «концертности» стали
основными в фактуре инструментальных произведений — и родился собственно концерт.
К этому подошли представители болонской школы, к этому пришел Корелли.
Концерт, однако, был для них циклическим произведением для ансамбля. Он
пока еще недалеко отстоял от трио-сонаты, в известной мере представляя ее
дальнейшее развитие и звуковое обогащение. Выделение «концертирующей» группы
(часто две скрипки и бас, так называемое concertino) из общего струнно-смычкового ансамбля (tutti, ripieni) либо
объединение всего ансамбля при равноправии всех партий — таковы были первые
признаки жанра. При выделении группы «concertino»
произведение получало название «concerto grosso», то есть
«большой концерт» — по-видимому, в отличие от камерного «концертирования» («sonate concertate»). Если же все партии оставались равноправными в
ансамбле, то в конце XVII века это
нередко обозначалось как концерт-симфония (по этому типу строились, в
частности, многие итальянские оперные увертюры). Что касается состава цикла, то
на первых порах он мог быть близким композиции трио-сонаты, а в отдельных
случаях уже тяготел к трехчастности. Подготовка concerto grosso в различных «промежуточных» формах и сложение первых
образцов относится к концу XVII — началу XVIII века. Среди композиторов болонской школы наиболее
активная роль принадлежит в этом смысле Дж. Торелли, в творчестве которого
именно и наметился перелом от концертирования в трио-сонатах, от «камерных
концертов», от «симфоний» для струнного оркестра и органа с «концертными» соло
— к concerto
grosso. Истинным же созидателем нового
жанра признается Корелли.
Предыдущая Следующая