Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Возникновение
concerto
grosso связано с особой обстановкой
исполнения циклических музыкальных произведений для крупного состава, которая
возникла к концу XVII века в торжественных
богослужениях католической церкви в Италии, на больших придворных и городских
празднествах в ней и за ее пределами, а несколько позднее — вообще в больших
публичных концертах (в Англии). Иными словами, concerto grosso знаменовал выход за рамки камерного музицирования.
Трудно
сказать, когда именно началась работа Корелли над новым жанром. Ясно лишь, что
он не торопился публиковать свои concerti grossi:
при его жизни они совсем не издавались
572
и
могли распространяться только в рукописях. Поскольку трио-сонаты композитор публиковал
уже с 1681 года и выпустил в общей сложности 48 произведений, можно подумать,
что к работе над сольной скрипичной сонатой и concerto grosso он приступил все же несколько позднее. Однако
существуют и сведения о том, что концерты Корелли исполнялись уже с начала
1680-х годов. Тот же словоохотливый Георг Муффат, о котором у нас уже шла речь,
в предисловии к своим сочинениям (1701) сообщает, что, будучи в Риме в 1682
году, он слышал там концерты Корелли для большого числа инструментов, а затем
попытался сам написать ряд произведений в этом роде, и они исполнялись в доме
Корелли. Было ли это саморекламой, для которой точные даты не существенны, или
Муффат верен фактам — как знать? Одно совершенно ясно: имя Корелли в начале XVIII века — лучшая рекомендация для жанра concerto grosso, так же как в глазах Куперена оно стало затем лучшей
рекомендацией для трио-сонаты. Оба эти жанра в глазах современников
представляли новую итальянскую творческую школу, «итальянский вкус» — и оба
отождествлялись именно с творческими Достижениями Корелли.
Если
даже Корелли в самом деле начал работу над концертом в 1680-е годы, все-таки
предположение о том, что она была предварена созданием трио-сонат, остается в
силе. Не забудем, что в 1680 году композитору исполнилось 27 лет и что еще
десятью годами раньше болонская «академия филармоников» почтила его избранием
в число своих членов. Сочинять музыку он несомненно начал очень рано и к 1680
году мог быть автором многих трио-сонат, почему и приступил к их изданию. Что
же касается работы над сольными сонатами для скрипки (с basso continuo), то она могла протекать некоторое время параллельно
с созданием образцов concerto grosso, a затем, быть может, и отступить на второй план.
Предыдущая Следующая