Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Так
или иначе, примечательно, что между сольной сонатой и концертом для ансамбля,
при всем различии камерного и концертного жанров, у Корелли есть и много общего
в понимании цикла, которое, в свою очередь, в большой мере роднит их с
трио-сонатой. По существу, главные отличия трио-сонаты, сольной сонаты и concerto grosso выражены в специфике их инструментального изложения,
которую Корелли — чудесный скрипач — понимал особенно глубоко и тонко. Не
исключено, что, обратившись после трио-сонаты параллельно к сольной сонате и concerto grosso, Корелли с интересом разграничил для себя задачи
сочинения для солирующей скрипки и для инструментального ансамбля
более крупного, чем камерный ансамбль трио-сонаты.
Сборник
скрипичных сонат Корелли ор. 5(1700) включает шесть сонат da chiesa, пять сонат da camera
и прославленную Фолию. В данных случаях «da chiesa» отмечает
только и единственно характер цикла (не сюитного), но отнюдь не назначение
произведений. Все это музыка — в принципе светская, не чуждая бытовым истокам,
рассчитанная на исполнение скрипкой в сопро-
573
вождении
клавесина (а не органа), к которому мог присоединяться смычковый
инструмент низкого регистра, удваивающий нижний голос. Как в трио-сонатах,
резкого разграничения между собственно сонатами и сюитами здесь нет. В качестве
финала в сонатах третьей и пятой звучит жига. Медленные части цикла могут быть
близки сарабанде. Цикл, как правило, состоит из пяти частей с медленным
вступлением (Grave, Adagio) и стремительным финалом, а в сердцевине цикла
выделяется медленная часть лирического или созерцательного характера. В первой
быстрой части сосредоточены полифонические приемы изложения и развития, которые
возможны также в финале, но выражены там ограниченнее. Понятно, что в звучании
певучей медленной части типа сарабанды (например, в первой из сонат) скрипка
соло естественно и легко ведет кантилену. Но в первых Allegro или Vivace, а также
в финалах Корелли не отступает от фугированных форм и даже приближается к
классической фуге (в сонате шестой — финальное Allegro). Это требует полнозвучия и сложного голосоведения от
скрипки, которая должна исполнять по крайней мере два голоса из трех. Но
композитор не стремится найти иную по формообразованию главную часть
цикла: для него, верного традициям XVII
века, полифония все еще дает наибольшие и наилучшие возможности развития —
развертывания, активного движения музыкальной мысли, которое выдвигает первую
быструю часть цикла на особое место в нем.
Предыдущая Следующая