Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Сонаты
da
camera представляют собой небольшие,
компактные сюиты со вступительными прелюдиями, не ограниченные, однако,
танцевальными номерами. Порядок частей в цикле может быть различным: Прелюдия —
Аллеманда — Сарабанда — Жига или Прелюдия — Жига — Adagio — В темпе гавота и т. п. Изложение здесь в целом
более гомофонно по сравнению с трио-сонатами, но во вступительных прелюдиях
композитор идет по прежнему пути.
В
итоге сонаты Корелли для скрипки с сопровождением баса дают как бы новый
исполнительский вариант сонатного и сюитного циклов, что сказывается на их
фактуре, на требованиях к исполнителю-солисту, но в принципе мало отражается
на образном содержании цикла и на формообразовании его частей.
Особо
следует выделить в том же сборнике заключающую его Фолию. В ее основу положена
испано-португальская песня (ее опубликовал в ином варианте еще Салинас),
получившая к концу XVII века известность в Западной
Европе как тема для вариаций на basso ostinato
(по аналогии с чаконой). Трудно сказать, каков был первоначальный, оригинальный
характер этой пески о безумной любви, когда под ее музыку шла неистовая,
темпераментная пляска в давние времена. В том виде, какой она приобрела у
композиторов со времени Корелли, Фолия соединяет напряжение чувств с особой
скованностью его выражения и, возвращаясь в новых и новых вариантах (при
удержанном басе), звучит как нечто неотвратимое, роковое, хотя и удивительно
простое
574
в
своей эмоциональной силе. Корелли стремится не заслонить этот «природный»
характер избранной темы и создает большой цикл вариаций, в которых постепенно
динамизирует изложение и выявляет драматический смысл Фолии, раскрывая ради
этого все многообразие выразительно-технических возможностей скрипки, но не
впадая в крайности виртуозничества как такового. Известно, что тема Фолии
привлекла в поздние годы внимание Рахманинова и он написал свои «Вариации на
тему Корелли», полагая тогда, что она принадлежит самому композитору. В
действительности же Фолия оказалась близка Рахманинову своим характером
«единовременного контраста», столь полно выявленным именно в произведении
итальянского мастера.
Предыдущая Следующая