Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Из
двенадцати концертов (concerti grossi) Корелли
восемь написаны по принципу da chiesa, четыре —
da
camera. Удивительно, что и в этом жанре
композитор как бы разграничивает «сонатный» и «сюитный» варианты цикла. В
солирующую группу входят две скрипки и виолончель; им в известной мере
противопоставляются инструменты струнного квартета, который по желанию может
быть удвоен. Этот состав ансамбля словно вырастает из малого «ядра» трио-сонаты
(солирующие инструменты), к которому присоединена в иной роли еще одна
внутренне цельная группа инструментов. Разумеется, полнота звучания такого
концертного ансамбля уже отлична от камерности трио-сонаты и близка скорее
звучности струнного оркестра (особенно по условиям того времени).
Сопоставления соло и tutti, как и активизация всей музыкальной
ткани, создают впечатления динамичности и своеобразных колористических
эффектов в процессе формообразования. Возникают разные планы звучания в
ансамбле, что при отсутствии внутренних тематических контрастов в каждой из частей
цикла, несомненно, по-своему обогащает круг выразительных возможностей нового
жанра.
Вместе
с тем общая трактовка цикла в концертах Корелли еще не претерпевает
специфических изменений, которые характерны для концерта в дальнейшем и столь
ясно выражены в творчестве Вивальди. Концертный и сонатный циклы у Корелли
близки по структуре. Композитор еще не стремится во что бы то ни стало к
яркому, «ударному» началу концерта, открывающегося быстрой, блестящей частью, —
один из важнейших признаков жанра в недалеком будущем. Из восьми его концертов
несюитного типа пять начинаются — по образцу сонаты — медленными частями (Largo, Adagio), за которыми следует (иногда в непосредственной
связи) пассажное или драматичное Allegro. В
концертах более заметны краткие связки между частями, непосредственность
переходов: например, Largo — Allegro — Largo в третьем
концерте c-moll или краткое Vivace — большое Allegro —
Adagio (в тональности одноименного минора) во втором
концерте F-dur. В отличие от сонат концерты все же начинаются порой
в быстрых темпах, но тогда краткое Vivace
носит характер вступительного призыва (концерты второй и восьмой), за которыми
идет Allegro
Предыдущая Следующая