Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
575
или
даже Grave. В концертах Корелли намечается тенденция некоторого
полифонического облегчения первой быстрой части цикла, которая порой тяготеет
к моторности, пассажности, к более крупным линиям, иногда к фанфарности
тематизма (второй концерт) . Но это не значит, что композитор отходит от
полифонических традиций. В финале первого концерта черты старинного
полифонического склада соединяются с «пассажностью» в сольных партиях. Третья
часть пятого концерта (Allegro)
начинается в духе строгой полифонии. Впрочем, финалы могут быть и динамически
моторными, близкими к жиге (третий и пятый концерты), острожанровыми (седьмой
концерт — синкопическое движение в Vivace на
3/8). Образный мир концертов более ясен и открыт, нежели то было в
сонатах Корелли. Это проявляется в его драматичных Largo (начало третьего концерта), в контрастах между
динамикой пассажно-виртуозного Allegro и
сдержанностью глубокого чувства следующего за ним Adagio (четвертый концерт) или между громким и кратким
призывом Vivace
и чуть ли не трагичным Grave (восьмой концерт). Светлая лирика получает свое
выражение в других медленных частях циклов. Ощутимы жанровые истоки не только
некоторых финалов, но и таких созерцательно-лирических частей, как прелестная
пастораль из восьмого, g-moll'ного концерта.
Четыре
других концерта, построенных по образцам сюиты, тоже близки у Корелли
аналогичным камерным произведениям: тот же состав танцев, те же медленные
вступительные прелюдии, только в ином звуковом воплощении, иными словами,
сходная стилистика в целом.
Вслед
за Корелли жанры скрипичной сонаты и concerto grosso разрабатывают
многие итальянские мастера, ближайшие поколения которых подводят скрипичную
музыку к самому порогу классического стиля. Именно в итальянской школе
композиторов-скрипачей первой половины XVIII века с большой определенностью складываются
стилистика, характерная для нового искусства эпохи Просвещения. Традиции
Корелли продолжали как его непосредственные ученики Франческо Джеминиани
(1687—1762),Пьетро Локателли (1695—1764), так и другие крупные композиторы Италии,
в первую очередь Франческо Мария Верачини, Антонио Вивальди, Джузеппе Тартини.
При этом все они быстро и ощутимо продвигались вперед, создавая, по существу,
уже предклассическое искусство с характерным для него тематизмом и особенностями
формообразования.
Предыдущая Следующая