Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Так,
в скрипичных сонатах Верачини (1690—1768) новый тематизм получил столь яркое и
полное воплощение, что о «старомодности» общего склада или общих формах
движения здесь думать уже не приходится. Темы Верачини по-новому выразительны.
Гомофонные, цельные, легко расчленимые, они побуждают и к новым приемам
формообразования. Широкий и патетичный тематизм вступительного Grave, близость к оперной мелодике (Largo из сонаты ор. I, № 2), острые ритмы «Paesana», свобод-
576
ное
претворение танцевальных движений (Allegro op.
2 № 6) --все это у Верачини отмечено печатью новизны, юности музыкального
искусства нового века.
Молодое
поколение итальянских композиторов проявляло живой и горячий интерес также к
концертным жанрам — сначала к concerto grosso, a затем и к сольному концерту для скрипки с сопровождением.
Увлечение концертными формами, блестящим концертным стилем, характерное для
ближайших десятилетий после Корелли, можно в известной мере даже
противопоставить более камерным в общем вкусам его самого.
Как
и трио-соната, concerto grosso из Италии довольно
быстро проникает в другие страны Западной Европы и вызывает, например, в
Германии и Англии новые творческие отклики. Георг Муффат, ссылаясь на авторитет
и образцы Корелли, публикует в 1701 году свои инструментальные концерты, в
которых, однако, он допускает -- в отличие от названных образцов — замену струнного
concertino двумя гобоями и фаготом. Хорошо известно обращение
Баха к жанру concerto grosso. Франческо Джеминиани и
Гендель создали славу новому жанру в Англии. Интересно, что concerti grossi Генделя, созданные значительно позднее концертов
Корелли и, как всегда у великого немецкого мастера, отмеченные печатью его
мощной индивидуальности, не отходят в принципе от широкой, многочастной
«сонатной» трактовки цикла, принятой Корелли. Иное понимание концертного цикла
обнаруживается у Вивальди: его concerti grossi следуют в
этом смысле уже новым образцам сольного скрипичного концерта.
Существование
concerto
grosso как особого жанра не было особенно
долгим. Он сыграл в известной степени переходную роль: вслед за его порой у
итальянцев, Баха, Генделя наступило время ранней симфонии, представленной
мангеймцами и молодым Гайдном, не говоря уж о других творческих школах.
Поднимающаяся симфония со временем заслонила и вытеснила concerto grosso, будучи последовательно оркестровым жанром.
Сольный же скрипичный концерт потеснил concerto grosso
как более последовательный концертный жанр.
Предыдущая Следующая