Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Во
всех частях цикла музыка Вивальди движется по-разному, но движение ее
совершается непринужденно как в пределах каждой части, так и в соотношении
частей. Это обусловлено и самим характером тематизма, и наступающей зрелостью
ладогармонического мышления в новом гомофонном складе, когда четкость ладо-
584
вых
функций и ясность тяготений активизируют музыкальное развитие. Это всецело
связано также, с классичным чувством формы, свойственным композитору,
который, не избегая даже резкого вторжения местных народно-жанровых интонаций,
всегда стремится соблюсти высшую гармонию целого в чередовании контрастных
образцов, в масштабах частей цикла (без длиннот), в пластичности интонационного
их развертывания, в общей драматургии цикла.
Здесь
возникает естественный, даже неизбежный вопрос: как же соотносится сложившаяся
музыкальная форма концертов Вивальди с разного рода программностью, к которой
он время от времени обращался? Что касается программных подзаголовков, то они
лишь намечали характер образа или образов, но не затрагивали форму целого, не
предопределяли развития в ее пределах и т. п. Относительно развернутой
программой снабжены партитуры четырех концертов из серии «Времена года»:
каждому из них соответствует сонет, раскрывающий содержание частей цикла.
Возможно, что сонеты сочинены самим композитором. Во всяком случае, заявленная
в них программа отнюдь не требует какого-либо переосмысления формы концерта (не
говоря уж о ее возможной ломке!), а скорее «выгибается» по этой форме.
Образность медленной части и финала, с особенностями их строения и развития,
было вообще легче выразить в стихах: довольно было назвать сами образы. Но и
первая часть цикла, концертное рондо, получила такое программное истолкование,
которое не препятствовало ей сохранить свою обычную форму и естественно
воплотить именно в ней избранный «сюжет». Так произошло в каждом из четырех
концертов.
Сопоставляя,
к примеру, популярный скрипичный концерт a-moll, как известно свободный от программы, и concerto grosso «Весна», нетрудно убедиться, что построение первой
части цикла непрограммного — и программного — произведений Вивальди в принципе
сходно. Концерт a-moll начинается с полного изложения
(tutti) уже упомянутой ранее яркой, простой, динамичной темы
(А + В). Затем скрипка исполняет тему (А) с некоторыми развивающими
дополнениями. Снова тема (А) проходит у tutti.
Скрипка соло противопоставляет ей свободный, пассажный модулирующий эпизод,
после чего тема (А) звучит в тональности доминанты (tutti). Скрипка соло в секвенционных пассажах разрабатывает
интонационный материал темы. Тема (А) возвращается в тональность тоники (tutti). Скрипке поручен фигуративный, пассажный «переход»,
подводящий к теме (В) у tutti. Скрипка
снова противопоставляет ей пассажи. Все заключается общим проведением темы (В).
Как видим, признаки рондо здесь сочетаются с признаками неразвитого сонатного allegro. Господствует заглавная тема, определяющая
образность всей чаcти и оттеняемая рядом эпизодов.
Предыдущая Следующая