Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
583
годаря
синкопам, а далее начинается секвенционное развитие (пример 171)... В качестве более
простого примера можно назвать начальную тему concerto grosso «Весна»
(из «Времен года»): плясовой ритм, подчеркнутый перекличками групп, определяет
ее характер.
Для
композиции первой части концерта активность, энергия движения, заложенная в
заглавной его теме, имеет первостепенное значение. Повторяясь в Allegro не один раз, как бы возвращаясь по кругу, она словно
подстегивает общее движение в пределах формы и одновременно скрепляет ее,
удерживая главное впечатление.
Динамичной
активности первых частей цикла противопоставляется сосредоточенность медленных
частей с внутренним единством их тематизма и большей простотой композиции. В
этих рамках многочисленные Largo, Adagio и Andante в
концертах Вивальди далеко не однотипны. Они могут быть спокойно-идилличны в
различных вариантах (во «Временах года»), в частности пасторальны (концерт
«Весна»), выделяться широтой лиризма, могут даже в жанре сицилианы передавать
скованное напряжение чувств (concerto grosso op. 3 № 11)
или в форме пассакальи воплощать остроту скорби. Движение музыки в лирических центрах
более однопланово (внутренние контрасты не характерны ни для тематизма, ни для
структуры в целом), более спокойно, но оно несомненно присутствует здесь у
Вивальди — в широком развертывании лирического мелодизма, в выразительном
контрапунктировании верхних голосов, словно в дуэте (названная сицилиана), в
вариационном развитии пассакальи (примеры 172, 173).
Тематизм
финалов, как правило, более прост, внутренне однороден, более близок
народно-жанровым истокам, нежели тематизм первых Allegro. Быстрое движение на 3/8 или 2/4,
короткие фразы, острые ритмы (танцевальные, синкопированные), зажигательные
интонации «в ломбардском вкусе» (пример 174) — все тут вызывающе жизненно, то
весело, то скерцозно, то буффонно, то бурно, то динамически-картинно. Впрочем,
далеко не все финалы в концертах Вивальди динамичны в этом смысле. Финал в concerto grosso op. 3 № 11, где ему предшествует упомянутая сицилиана,
пронизан беспокойством и необычен по остроте звучаний. Солирующие скрипки
начинают вести в имитационном изложении тревожную, ровно пульсирующую тему, а
затем, с четвертого такта в басу маркируется хроматическое нисхождение в том
же пульсирующем ритме (пример 175)
Это сразу сообщает динамике финала концерта сумрачный и даже несколько
нервный характер.
Предыдущая Следующая