Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Музыкальный
стиль Вивальди, рассматриваемый в исторической перспективе, справедливо
оценивается как предклассический, то есть характерный для подготовительного
этапа на пути
582
к музыкальной
классике последних десятилетий XVIII века, к
классическому симфонизму. Однако Вивальди, подобно ряду других талантливых
современников, вступивших на этот путь, и сам по себе создает искусство отнюдь
не какого-либо «промежуточного» типа, а достаточно цельное, с ясно выраженными
закономерностями, достигающее большой органичности, естественности и художественного
совершенства. Для образной системы композитора его стиль, его выразительные
средства (хотя бы и «предклассические») были, что называется, в самый раз —
полностью гармонировали с ней. Именно на образцах Вивальди великий Бах
особенно последовательно и упорно овладевал новым стилем концертного письма,
отличным от полифонического склада и связанным с новым типом гомофонной
партитуры.
Достоинства
концертов Вивальди, так сказать, открыты слушателям и как будто бы вполне ясно
выражены. Но то, что представляется достаточно простым в этом смысле, на самом
деле складывается из различных художественных качеств, из единства композиторских
усилий в разных направлениях. Здесь должна идти речь о тематизме концертов
Вивальди и вообще об интонационном строе его музыки, о естественности у него
движения музыкальной мысли как основы формообразования и, разумеется, о характерном
для него круге образов и пластичном понимании формы целого.
Казалось
бы, уж на что прост, ясен и динамичен тематизм Вивальди, который естественно
развертывается, крепко связан со спецификой инструмента, легко воспринимается и
быстро врезается в память. Но стоит лишь прислушаться к темам первых частей его
концертов, как станет заметным не только их общее многообразие, но зачастую
внутренняя интонационная неоднородность, не препятствующая, однако, достижению
удивительного единства впечатления. В темах Вивальди слышатся порой характерные
интонации полифонического тематизма, например «баховские» ломаные ходы,
репетиции после скачка (частые в темах фуг) и т. п. В минорных темах это тут же
преодолевается либо потоками простого стремительного движения, либо плавным
переходом чуть ли не к плясовым ритмам, либо «перебивающими» заданное
движение повторами, секвенциями, резкой и неожиданной синкопичностью. Тема
известнейшего концерта a-moll (op. 3 № 6) по
первой интонации могла бы открывать фугу, но поток дальнейших повторений и
секвенций сообщает ей плясовую динамику (невзирая на минор!) и остро
запоминающийся облик. Такая естественность движения даже в пределах первой
темы, такая непринужденность соединения различных интонационных истоков —
поразительное свойство Вивальди, которое не оставляет его и в более крупных
масштабах. Среди его «заглавных» тем есть, разумеется, и более однородные по
интонационному составу. Такова, например, активная, смелая, быть может, даже
наступательная тема концерта A-dur. Но и в ее пределах все подвижно: уже в третьем такте
происходит «слом» первоначального движения бла-
Предыдущая Следующая