Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
581
контурами
и сжатой драматургией-трехчастного цикла устраивал Вивальди больше, чем камерные
жанры.
При
всем многообразии составов в концертах Вивальди господствует единый тип
композиции. Независимо от того, пишет ли композитор концерт для сольного
инструмента или concerto grosso, он предпочитает
отграничить форму цикла от той, что была характерной для трио-сонаты. Уже во
времена Корелли, который строил свои концерты по принципу большой сонаты,
первая из быстрых частей цикла стала тяготеть в concerti grossi к рондообразности. Чередование tutti-soli,
противопоставление различных групп ансамбля, то есть новые методы изложения,
повлекли за собой и новые принципы композиции,
С
развитием сольного концерта место первой, фугированной быстрой части заняло
концертное рондо, противопоставляющее основную, повторяющуюся тему новым
эпизодам. Далее в противоположность четырех-пятичастной композиции число
частей в цикле сократилось до трех, причем в общих пропорциях и расположении
частей восторжествовал простой динамический принцип: никаких длиннот, никаких
«повторных» сопоставлений — только быстро — медленно — быстро! Быстрое
блестящее начало в форме рондо, быстрый блестящий финал и всего лишь одна
контрастирующая им медленная часть как лирический центр цикла. Общее впечатление
концертного блеска, стремительного движения, виртуозности не нарушается ни в
начале, ни в конце и лишь подчеркивается, оттеняется кантиленой или лирической
прозрачностью медленной части. Функция первой части цикла и здесь остается
особой, как функция наиболее «разработочной» части, хотя методы ее развития
изменились соответственно новому жанру. Вивальди превосходно владел полифонией.
Однако основой первой части для него становилось не фугированное изложение (и
не фуга как таковая), а именно концертное рондо, в котором полифонические
закономерности не были господствующими в формообразовании, хотя и могли
частично проявляться в процессе изложения и развития. Рондальность первой части
концерта связана обычно у Вивальди с противопоставлением собственно
тематического материала (tutti и solo) пассажным, фигуративным «эпизодам» (solo). При этом тональный план такого рондо может быть
близок сонатному. Примечательной композиционной особенностью первой части
концерта является контраст более яркого, индивидуализированного, сразу
захватывающего внимание тематизма -- и более «объективных» пассажных
фрагментов. Соната da chiesa знала контрасты такого
характера между частями цикла. В концерте же он полажен в основу важнейшей его
части. Тем самым ее монообразность уже поколеблена в своей чистоте, хотя
художественного равноправия между различными тематическими сферами пока еще
нет.
Предыдущая Следующая