Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Напомним
попутно, что итальянские оперы séria того времени и сложившийся тогда тип «концерта в
костюмах», как правило, быстро сходили со сцены из-за условностей их
драматургии. Перголези, несколько позднее и Пиччинни, прославившиеся, как
известно, своими операми-буффа, были довольно скоро забыты как авторы опер séria. Вероятно,
Вивальди еще менее, чем эти собственно оперные мастера, достиг успеха в столь
традиционном и испытывавшем тогда кризис жанре. Все, что оказалось жизнеспособным
в его творческом наследии, убедительно доказывает лишь одно: по характеру
своего дарования он был настолько же далек от искусства séria, насколько мог бы тяготеть к
образному миру оперы-буффа.
Судя
по единичным образцам его ораторий, даже в этом жанре композитор оставался
самим собой — то есть именно тем художником, каким мы его знаем по
многочисленным инструментальным произведениям. Сошлемся, например, на его
латинскую ораторию «Юдифь торжествующая» (1716). Здесь тоже ощутимы условности,
общие с оперой séria: партия Олоферна написана для кастрата-альта, в ней много бравурности.
Однако в партии Юдифи (меццо-сопрано) и Авры (сопрано) проступают также иные качества:
серьезность, лирическая певучесть, даже радостное оживление. Всего интереснее в
оратории ария Юдифи-соблазнителъницы с сопровождением мандолины и скрипок pizzicato. Она выдержана в том же духе «серенады» и в том же
изложении, что прославленная серенада Дон-Жуана у Моцарта! Сколь бы это ни было
неожиданно, для Вивальди это как раз и органично. В большой его композиции «Laudate pueri» (псалом 112) для сопрано с оркестром все с начала
до конца звучит с подлинно светской концертностью: тематизм динамичен,
преобладают быстрые темпы; скрипки, флейта или гобои концертируют, соревнуясь с
голосом; один из номеров представляет собой сицилиану, в ряде случаев ощутимы
танцевальные ритмы.
В
инструментальной музыке, где композитора не стесняли условности оперы séria, рамки
«духовной воинственной оратории» (как названа «Юдифь») или духовного псалма,
Вивальди, надо полагать, чувствовал себя еще более непринужденно: словесный
текст был не обязателен для круга его образов (с него хватало и программности!),
выбор их был свободен, методы музыкального развития соответствовали авторским
намерениям. Хотя композитор немало работал и над сонатой, концерт с его
крупными
Предыдущая Следующая