Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Вивальди
меньше тяготеет к драматической патетике, чем к жанровости, менее склонен к
напряженной ламентозности, чем к светлой, легкой, порой идиллической лирике.
Ему близок скорее мирный или бурный пейзаж, скорее живая, даже страстная
динамика человеческих чувств, чем героика в ее воинственном выражении. Его
музыка действенна — с некоторой долей созерцательности для оттеняющего
контраста. Ей доступен и подлинный драматизм, она может всерьез коснуться
скорбных и тревожных чувств, но они не способны одолеть ее жизненной силы и
оптимизма, и мысль композитора уносится от них далее в потоке жизнеутверждающего
движения. Это гармоническое соединение напряженного динамизма, открытой
экспрессивности музыкального высказывания с яркостью преобладающе светлых
образов отличало тогда и лучшие образцы оперы-буффа.
Насколько
можно судить об искусстве Вивальди в целом, концерты в высокой степени
органично воплощают его творческие принципы. Что же касается его оперного
наследия, то его судьба не очень ясна, и оно, в отличие от инструментальных
произведений, по существу не вошло в историю. Вместе с тем невозможно представить,
чтобы Вивальди не имел оснований для успеха в оперном театре. Его музыкальное
мышление конкретно и образно, отзывчиво на широкий круг эмоций, природу театра
композитор постиг в совершенстве. За годы 1713 — 1739 им создано 46 опер (сохранилось
менее половины), из которых 26 было поставлено в Венеции, а остальные
исполнялись впервые во Флоренции, Риме, Вероне, Турине, Виченце, Мантуе,
Милане, Реджо, Анконе. Вивальди обращался при этом к самым различным
либреттистам своего времени, постоянно сменяя их. С конца 1720-х годов его
внимание привлекали либретто Метастазио и Дзено, а затем он сотрудничал и с
Гольдони. Постановки опер готовились при самом деятельном участии композитора.
Все, казалось бы, должно было обеспечить их успех и оставить значительный след
в истории итальянского
580
оперного
театра. По-видимому, этого не произошло. Вивальди создавал по преимуществу
оперы séria на традиционные
мифологические и легендарные сюжеты: «Оттон» (1713), «Коронование Дария»
(1716), «Филипп, король Македонии» (1721), «Кунегонда» (1726), «Сирой» (на
либретто Метастазио), «Атенаида» (1729, на либретто Дзено), «Семирамида»
(1731), «Монтезума» (1733), «Олимпиада» (1734, Метастазио), «Тамерлан» (1735),
«Гризельда» (1735, Дзено — Гольдони), «Аристид» (1735, Гольдони) и другие.
Предыдущая Следующая