Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Вместе
с тем Вивальди, будучи блистательным исполнителем, никогда не стремился
к самодовлеющей, головоломной виртуозности в своих сочинениях: виртуозный
инструментальный стиль способствовал у него общей яркости впечатлений от образного
строя произведения. Именно в этой творческой интерпретации концерт в ту пору
(как и оперная увертюра в Италии) был самым масштабным и самым доступным из
инструментальных жанров — и оставался таким вплоть до утверждения симфонии в
музыкальной жизни Западной Европы.
Вивальди
обладал острым чувством звукового колорита, свободно обращался ко многим
интструментам и их сочетаниям в рамках концертов, создавал сонаты для разных
составов, включая даже волынку. При этом он нередко мыслил свою музыку программно.
Так среди его концертов ор. 8 (под общим названием «Опыт гармонии и
изобретения», 1725) есть группа произведений «Четыре времени года», а также
«Буря на море», «Наслаждение», «Подозрение». Ор. 10 (1729) включает концерты
«Ночь», «Протей, или Мир навыворот», «Тревога». Первый из них написан для фагота,
струнного ансамбля и клавесина, что уже само по себе говорит об особых
звукоколористических задачах композитора. В ор. 11 есть обозначения: «На
деревенский лад», «Концерт, или Почтовый рожок», «Великий могол». Выпуская свои
концерты сериями по 12 или по 6 произведений вместе, Вивальди давал и общие
обозначения каждой из серий: «Гармоническое вдохновение» (ор. 3,
579
1712),
«Экстравагантность» (op. 4, 1712—1713), «Цитра» (op. 9, 1728).
Программу
того или иного произведения композитор то ограничивал определенным
подзаголовком («Пастушка», «Отдых», «Фаворит»), то развертывал как картину
каждой из частей в цикле («Времена года»). И хотя во многих концертах никаких
програмных «расшифровок» нет, их образы воспринимаются столь же ясно и
конкретно. Тематизм Вивальди несет на себе яркий отпечаток народно-жанровой
мелодики, почвенно-итальянского песенного и танцевального склада, даже особого
«ломбардского вкуса» (с экспрессивным подчеркиванием острых синкопированных ритмов,
с ритмическими перебоями, сменами ритмических акцентов), порой оперного
драматизма. В этом смысле, однако, мелодико-ритмический облик инструментальной
музыки Вивальди сближается со стилистикой нарождавшейся при его жизни
итальянской оперы-буффа, как она представлена творчеством Джованни Баттиста
Перголези.
Предыдущая Следующая