Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
1718—1722 годах Вивальди работал в Мантуе при герцогском дворе, позднее вернулся
в Венецию, откуда спустя некоторое время снова был вынужден уехать — на этот
раз в Вену. В течение ряда лет он концертировал в различных городах Италии, в
Париже и других европейских центрах совместно с певицей Анной Жиро и другими
музыкантами. Умер Вивальди 28 июля 1741 года в Вене. Жизнь его закончилась в
бедности. Ни кипучая деятельность музыканта, ни его слава виртуоза, ни его
прекрасная музыка не принесли ему спокойной старости в родной Венеции или
приличного достатка. Он, видимо, безудержно растрачивал все, что было дано ему
природой, и не слишком заботился о приобретении земных благ, — такой уж был
характер.
Эти
качества личности всецело отразились в искусстве Вивальди, которое исполнено
богатства художественной фантазии и силы темперамента и не утрачивает
жизненности с веками. Если кое-кто из современников усматривал легкомыслие в
облике и действиях Вивальди, то в его музыке как раз всегда бодрствует творческая
мысль, не ослабевает динамика, не нарушается пластика формообразования. Искусство
Вивальди — прежде всего щедрое искусство, родившееся из самой жизни, впитавшее
ее здоровые соки. Ничего надуманного, далекого от реальности, не проверенного
практикой в нем не было и не могло быть. Природу своего инструмента композитор
знал в совершенстве, как и природу оркестра, как и весь художественный организм
и обиход оперного
578
театра.
Произведения Вивальди писались для его собственной скрипки, для оркестра,
который стал его творческой лабораторией, для театра, в котором он чувствовал
себя как дома, и все это — по большей части — именно для Венеции, которая сама
же и породила своего художника.
В
наше время из бесчисленного количества сочинений Вивальди главный интерес
представляет его инструментальная музыка. В отличие от Корелли с его неизменной
сосредоточенностью на немногих жанрах, в которых господствовала скрипка,
Вивальди, помимо 465 концертов для разных составов и 73 сонаты для различных
инструментов, создал множество опер, 3 оратории, 56 кантат, несколько серенад
и десятки культовых произведений. И все же концерт был его излюбленным жанром.
Однако concerti
grossi составляют всего лишь немногим более десятой доли концертов
Вивальди. Он всецело предпочитал сольные произведения, из которых более 344
написаны для одного инструмента и 70 для двух или трех инструментов. Среди
сольных концертов — подавляющее количество скрипичных (220). Немало
концертов создал Вивальди для виолончели, флейты, фагота. Есть у него произведения
в этом жанре и для виолы д'амур, для гобоя, для мандолины. Концерт, вне
сомнений, особенно привлекал комозитора широтой своего воздействия,
доступностью для большой аудитории, динамизмом трехчастного цикла с
преобладанием быстрых темпов, выпуклыми контрастами соло и tutti, блеском виртуозного изложения
Предыдущая Следующая