Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Продолжали
свое существование и другие пласты музыкальной культуры средневековья,
сопряженные с народным бытом, с деятельностью бродячих музыкантов, с наступающими
переменами в их среде и образе жизни.
При
этом для всех общественных кругов, движущих развитие музыкального искусства
своего времени, становится, как видим, характерным движение
художественной мысли, устремление вперед — хотя еще, быть может, и не слишком
решительное, но все же много более заметное, чем в предыдущие века с их
медленными темпами культурного развития.
Сведения
о бродячих народных музыкантах средневековья становятся от IX к XIV веку все более
обильными и определенными. Эти жонглеры (от латинского joculatores), менестрели, шпильманы — как их называли в разное
время и в разных краях — в течение долгого времени были единственными
представителями светской музыкальной культуры своего времени и тем самым
выполняли немаловажную историческую роль. В большой мере именно на основе их
музыкальной практики, их песенных традиций складывались ранние формы светской
лирики XII — XIII веков. Они
же, эти странствующие музыканты, не расставались с музыкальными инструментами,
тогда как церковь либо отвергала их участие, либо принимала его с большим
трудом. Известно, правда, что уже в IX веке в
некоторых монастырях процветала игра на арфе и ряде духовых инструментах.
Однако как литературные документы, так и памятники изобразительных искусств побуждают
думать, что инструментальная музыка оставалась по преимуществу занятием
жонглеров и менестрелей, поющих, пляшущих, дающих представления под звуки своих
инструментов. Помимо различных духовых, (трубы, рога, свирели, флейты Пана,
волынка), со временем в музыкальный быт вошли также арфа (от древних), крота
(кельтский инструмент), разновидности смычковых инструментов, предки будущей
скрипки — ребаб, виела, фидель (возможно, с Востока).
56
По
всей вероятности, эти средневековые актеры, музыканты, танцоры, акробаты
(зачастую в одном лице), называмые жонглерами или другими аналогичными
именами, имели свои культурно-исторические традиции, уходящие к далеким
временам. Они могли перенять — через ряд поколений — наследие синкретического
искусства древнеримских актеров, потомки которых, называемые гистрионами и
мимами, еще долго бродили, скитаясь по средневековой Европе. Старейшие
полулегендарные представители кельтского (барды) и германского эпоса тоже могли
так или иначе передать свои традиции жонглерам, которые хоть и не были способны
сохранить им верность, но все же нечто от них для себя усвоили. Во всяком
случае, к IX веку, когда прежние упоминания
о гистрионах и мимах уже сменяются сообщениями о жонглерах, эти последние
известны частью и как исполнители эпоса: они поют, пляшут и исполняют chansons de geste. Переходя с места на место, жонглеры выступают на
празднествах при дворах (куда стекаются к определенным датам), у замков, в
деревнях и даже допускаются иногда в церковь (известны случаи, когда церковные
власти вынуждены были запрещать танцы в храмах!). В поэмах, романах и песнях
средневековья не раз упоминается об участки жонглеров в праздничном веселье, в
устройстве всякого рода зрелищ на открытом воздухе. Известно также, что
несмотря на преследования со стороны церкви, жонглерам и менестрелям удалось в
ХII—XIII веках
добиться возможности участвовать в духовных представлениях.
Предыдущая Следующая