Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
До
тех пор, пока эти представления, устраиваемые по большим праздникам в храмах
или на кладбищах, исполнялись только по-латынн, в спектаклях могли участвовать
ученики монастырских школ и молодые клирики. Но к XIII веку латынь была заменена местными народными языками
— и тогда бродячие музыканты, претендующие на исполнение комических ролей и
эпизодов в духовных представлениях, сумели кое-как пробиться в число актеров, а
затем уж и завоевать успех своими шутками у зрителей и слушателей. Так
было, например, в соборах Страсбурга, Руана, Реймса, Камбрэ. Среди «историй»,
которые представлялись по праздникам, были рождественские и пасхальные
«действа», «Плачи Марии», «История о девах разумных и девах неразумных» и т. п.
Почти повсюду на представлениях, в угоду их посетителям, вставлялись те или
иные комические эпизоды, связанные с участием злых сил или похождениями и
репликами слуг. Здесь и открывался простор для актерских музыкальных
способностей жонглеров с их традиционным шутовством. Одновременно «бродячие
люди» добились и иных, более важных успехов, поскольку наиболее предприимчивым
среди них уже поручалось устройство спектаклей во владетельных замках Прованса,
Бретании, Нормандии и даже при французском, английском, сицилийском и
арагонском дворах. Руководили они и устройством народных представлений на
площадях Флоренции и Венеции, на улицах Парижа. Таким образом необходимые и —
надо полагать,
57
недостающие
тогда — «кадры» для музыкально-театральных действ духовного и светского
содержания отчасти черпались из числа народных искусников.
В
особой роли выступали многие из менестрелей, когда они начали сотрудничать с
трубадурами, сопровождая своих патронов-рыцарей повсюду, участвуя в исполнении
их песен, приобщаясь к новым формам искусства и, возможно, со своей стороны так
или иначе воздействуя на их сложение и распространение.
В
итоге сама среда «бродячих людей», жонглеров, шпильманов, менестрелей,
испытывая со временем значительные превращения, отнюдь не оставалась единой по
своему составу. Тому способствовал и прилив новых сил — грамотных, но
утративших устойчивое положение в обществе, то есть по существу
деклассированных неудачников из мелкого духовенства, странствующих школяров,
беглых монахов. Появившись в рядах бродячих актеров и музыкантов в XI — XII веках во
Франции (а затем и в других странах), они получили названия вагантов и
голиардов. С ними в слои жонглерства пришли новые жизненные представления и
привычки, грамотность, порой даже известная эрудиция. При дальнейшем расслоении
этой социальной среды часть жонглеров, шпильманов, менестрелей все больше
профессионализировалась и уже склонна была отделять себя от массы «бродячих
комедиантов», «плясунов и шутов», а затем начала переходить от бродячего
образа жизни к оседлости в городах, где слилась с кругом местных
Предыдущая Следующая