Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Провансальские
трубадуры, как известно, обычно сотрудничали с жонглерами, которые
странствовали вместе с ними, исполняли
61
их
песни или сопровождали их пение, как бы соединяя одновременно обязанности
слуги и помощника. Между тем со временем различие между трубадуром (или
трувером) и жонглером несколько стиралось: Рамбаут де Вакейрас не гнушался и
ролью жонглера, Госельм Феди, разорившись, поневоле сделался жонглером, Колен
Мюзе из жонглера превратился в трувера. Формы сотрудничества трубадуров с
жонглерами, судя по сохранившимся сведениям, могли быть различными. О некоторых
трубадурах говорится в источниках, что они особенно хорошо пели, других
современники запомнили по преимуществу как создателей хороших песен. Участие
жонглера в исполнении песен своего патрона в одних случаях, возможно,
ограничивалось инструментальной поддержкой (скорее всего на виеле), в других же
жонглер (один или с товарищем) полностью исполнял песню трубадура. Множество
сохранившихся записей поэтических текстов и мелодий свидетельствует о том, что
по меньшей мере один в сотрудничестве трубадура-жонглера владел нотописью, но
кто именно? Судя по общему развитию трубадуров-поэтов, быть может это были они?
Судя по профессиональным навыкам жонглеров-музыкантов, не исключено, что в ряде
случаев это бывали и они. Еще более сложен и одновременно увлекателен вопрос о
возможном участии жонглеров в создании песен. Разумеется, поэтический текст,
как это видно по множеству образцов, сочинялся трубадуром (или трувером). Что
же касается мелодики, то одни произведения — более изысканной, «сквозной»
композиции — стоят, по-видимому, дальше от бытовой традиции, а другие группы
песенно-танцевальных форм — по всей вероятности близки народной песенности:
песне-танцу. Сочинил же Рамбаут де Вакейрас свою большую (из трех строф) песню
на мелодию эстампиды (то есть известного тогда танца), исполненной двумя
жонглерами на виелах при дворе некоего маркиза. Даже если это не более чем
легенда, она не могла возникнуть совсем беспочвенно. Да и сам тип мелодического
движения, ритм, структура песни, о которой идет речь, не исключают вероятности
ее танцевального происхождения.
Предыдущая Следующая