Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Возможно
и обратное: трубадуры в ряде случаев могли подбирать к своим текстам бытующие
мелодии, репертуар которых, надо полагать, был известен жонглерам и менестрелям
лучше, чем кому-либо. Вспомним при этом, что вопрос об индивидуальном авторстве
музыки (мелодии) в средние века еще в принципе не вставал. Традиция народного
искусства была полностью безымянной. Свод григорианских песнопений в целом
существовал, так сказать, безлично. Если те или иные имена создателей секвенций
или гимнов (в прошлом или настоящем) были известны в XII — XIII веках, —
это еще не воспринималось как индивидуальное авторство в позднейшем смысле;
перед ними были канонизированные образцы, они опирались на уже существующее и
лишь добавляли и расширяли его мелодически, а на более ранних этапах, вероятно,
подбирали мелодии к текстам гимнов. Трубаду-
62
ры
и труверы, по существу, положили начало светскому музыкальному творчеству, да
и то в качестве поэтов-композиторов. У них еще мало ощутим индивидуальный облик
каждого из музыкантов и более отчетливо выступают скорее общие черты. Это — в
духе времени. Возможно даже, что проблема сочинения музыки на собственный текст
или подбора ее из иных источников в тех условиях еще не существовала как
таковая: равно допустимым казалось и то и другое.
В
музыкально-поэтическом искусстве трубадуров выделилось несколько характерных
жанровых разновидностей стихотворения-песни: альба (песня-рассвета), пастурель,
близкие ей весенние reverdies, сирвента, chanson de toile (вольный перевод — «песня прялки»), песни
крестоносцев, песни-диалоги (tenson и jeu-parti), плачи,
танцевальные песни. Это перечисление не является строгой классификацией.
Любовная лирика воплощается и в альбах, и в пастурелях, и в «песнях прялки», и
в танцевальных песнях. Рыцарское воспевание прекрасной дамы, идеал молчаливой
верности и прочие куртуазные мотивы отнюдь не исчерпывают поэтического
содержания этой лирики. Она не всегда близка по духу рыцарскому роману, но
сплошь и рядом напоминает земные реалии веселых фабльо. Тематика любви и измены
выражена здесь одновременно и наивно и смело. Постылый муж и нежный друг,
предприимчивый рыцарь и ловкая, остроумная пастушка, расставание влюбленных на
рассвете, жалобы на женскую долю, весенняя природа и радости любви, любовные
шутки и ссоры — таковы преобладающие сюжеты песен. Что касается песен-диалогов
или танцевальных песен, то они могут быть и лиричны по содержанию, и далеки от
лирики. В jeu-parti, например,
может обсуждаться альтернатива: кто больше любит — дама, которая из
благоразумия запрещает другу выступать на турнире, или дама, которая из
гордости приказывает ему там блистать? Однако возможно и обсуждение такого
выбора: стоит ли в надежде на получение богатого наследства отказаться от
удовольствия поедать горох в сале?
Предыдущая Следующая