Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Сирвента
— обозначение не слишком четкое. Во всяком случае это — не лирическая песня.
Звучащая от лица рыцаря, воина, мужественного трубадура, она может быть
сатирической, обличительной, направленной на целое сословие, на определенных
современников или события. Самостоятельного музыкального облика сирвента у
трубадуров не приобрела. Плачи, которые создавались на смерть кого-либо из
прославленных современников (например, Ричарда Львиное сердце), сохранились с
музыкой лишь в единичных образцах. Песни крестоносцев создавали уже первые
трубадуры (Маркабрюн), а затем — главным образом участники крестовых походов,
среди них Конон де Бетюн. Как можно судить на основании материала специальных
исследований, искусство трубадуров в конечном счете не изолировано ни от
традиций прошлого, ни от иных современных ему форм музыкально-поэтического
творчества. В «песнях
63
прялки»,
с одной стороны, в песнях-диалогах — с другой, по всей вероятности, преломились
давние традиции народного искусства — в самой жанровой разновидности их.
Вместе с тем в характере музыкального развертывания некоторых песен «сквозной
композиции», в их мелодических фразах справедливо усматривают генетические
черты сходства с эпической речитацией, воспринятой трубадурами от старинных «chansons de geste». Сопоставление песен трубадуров и труверов с
песенными вставками поэмы «Roman de la Rose»,
написанной (первая часть, ок.1225 года) Гийомом де Лоррисом, показывает, что
эти явления — одного художественного круга.
В
музыкально-поэтических произведениях трубадуров и труверов складываются
особенности формообразования, которые и в дальнейшем будут присущи песенным
жанрам Западной Европы, а также окажут свое воздействие на эволюцию музыкальных
форм вообще. Песни трубадуров за малым исключением строфичны. Мелодия в них
сочиняется на одну строфу, а затем повторяется с каждой новой строфой. Притом
эта мелодия, следующая за строками строф, может строиться по-разному: как
сквозная композиция, например, в ле (то есть без повторений разделов, без
рефренов), как «барформа» (или канцона) с репризой или чаще без нее (ААВ), как
баллада, рондо, виреле (то есть рондальные формы).
Предыдущая Следующая