Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
основе этих последних форм, с их ясной расчлененностью, с повторами музыкальных
фраз, возвращениями их, обрамлениями и т. д., лежат, по мнению исследователей,
традиции танцевальных песен, где такие признаки связаны с моторно-динамической
природой жанра. Естественно, что танец оказал свое влияние на внутреннюю
структуру музыкальной строфы. Но в рондо, балладе, виреле композиция строфы
помимо того, так сказать, синкретична: она музыкально-поэтическая. Вместе с тем
музыкальная структура строфы не копирует стихотворную структуру, а
определенным образом соотносится с ней, что и формирует целое. Самые простые
примеры рондо с полной ясностью могут проиллюстрировать это. В стихотворной
строфе, предположим, шесть или восемь строк, в музыкальной композиции всего два
раздела (соответствуют по объему двум строкам). Поэтические строки расположены
следующим образом: ABCADEAB; причем помимо повторений
строки А и строки В следует учитывать рифмовку: А рифмуется с С и D, В рифмуется с Е. Или же в другом рондо шесть
поэтических строк: А В С D Е, причем А
рифмуется с С, D рифмуется с Е. Музыкальная строфа в
том и другом рондо состоит из двух мелодических строк (обозначим их А и В).
Соотношение музыкальных строк с поэтическими зависит и от повторений
поэтических строк (им соответствует повторение музыкальных), но также и от рифм
(рифмованным строкам соответствует одна и та же музыкальная строка). Итак,
получается большая концентрированность музыкальной формы и такое соотношение
поэтических музыкальных строк, которое допускает и
64
полный
параллелизм (новая строка — новая мелодическая фаза), и относительный
параллелизм (рифмующиеся строки — одна мелодическая фаза). В итоге рондо
(стихотворная строфа из восьми строк) схематически строится так:
текст
|
ABCADEAB
|
музыка
|
АВАААВАВ
|
(пример
17).
Второе
же рондо имеет следующую структуру текста:
текст
|
А
В С D В Е
|
музыка
|
А
А А В А В
|
Баллада
ведет свое происхождение от плясовых песен с хором, и в основе ее структуры тоже
лежит определенная периодичность и повторность, связанные с чередованием соло и
хора. Виреле примыкает к формам рондо » баллады, но в отличие от рондо его
строфа начинается и заканчивается одним и тем же рефреном (следующие строфы
начинаются без вступительного рефрена). Так или иначе все эти структуры могут
быть названы рондальными в широком смысле, ибо возвращение к одной из
музыкальных строк является их композиционным принципом.
Предыдущая Следующая