Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
На
деле, однако, принцип рондальности проводился в песнях трубадуров и труверов в
достаточно гибких вариантах. В зависимости от структуры поэтической строфы, от
неведомого нам мелодического замысла или от происхождения мелодии из иного
источника — далеко не всегда принцип повторности или обрамления
распространялся на всю музыкальную строфу. Приведем примеры различного
жанрового происхождения: пастурель Маркабрюна, альбу Гираута де Борнейль,
эстампиду Рамбаута де Вакейрас (примеры 18, 19,
20). В эстампиде
трубадур зависел от танцевального образца (возможно — народного происхождения)
: скорее всего он приноравливал текст к музыке, а не наоборот.
Сопоставление
множества песен трубадуров и труверов может убедить нас ff том, что жанровые разновидности песен (альбы, пастурели и т. д.) не
обязательно связаны с определенными типами композиционной структуры.
Разумеется, песни крестоносцев вряд ли имеют связи с танцевальными истоками, а
плачи далеки от типа виреле. В остальном же соотношение жанра и структуры
остается весьма гибким. Далеко не всегда музыкальная композиция строфы, даже
оставаясь четко расчлененной по строкам, связана повторениями, рефренами и
другими рондальными признаками.,Сплошь и рядом единство мелодической строфы
достигается единообразным развертыванием мелодии, как бы вьющейся вокруг
близких попевок, возвращающейся к одним и тем же интонациям, порою даже
движущейся от них дальше 11. Это характерно по преимуществу для развитых мелодий,
с распевами слогов, с приметами внутренней вариационности, выведения
последующего из
11 На свободные формы мелодического развития в песнях
трубадуров специально обратила внимание молодая исследовательница И. Разумная
в работе «Музыкальные формы в творчестве провансальских трубадуров» (диплом,
Моск. гос. консерватория, 1979).
65
предыдущего
(пример 21).
Такого рода мелодическое развитие не чуждо и наиболее широким напевам
(гимнам, антифонам) церковного назначения. Однако в песнях трубадуров оно
сочетается с частыми структурно-ритмическими членениями, обусловленными
последовательностью стихотворных строк.
Предыдущая Следующая