Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Как
поэт и композитор Адам де ла Аль продолжил традиции своих соотечественников,
аррасских труверов, но в то же время он превзошел их, создавая многоголосные
вокальные произведения (например, рондо, баллады), а также положив начало
музыкально-театральному жанру — театрализованной пастурели с музыкой. В одном
случае, еще в бытность свою в Аррасе, Адам сочинил «Игру в беседке» (или «Игру
под листвой») как весеннюю пьесу на местном материале, поданном в
шуточно-сатирическом (отчасти в фантастическом) плане. В этой пьесе всего лишь
однажды звучит мелодия. Зато в «Игре о Робене и Марион», написанной для
придворного спектакля в Неаполе, музыка занимает очень много места:
стихотворные диалоги чередуются с простыми короткими песенками (по-видимому,
частью бытового происхождения). Нечто подобное можно наблюдать и в
средневековых стихотворных романах (как «Роман Розы» и другие), где
поэтический текст перемежается песенными фрагментами. В «Игре о Робене и
Марион» это происходит на сцене.
Сюжет
пьесы — типичная пастурель, изложенная живо, в динамичных диалогах (в центре
диалог пастушки Марион и рыцаря Обера), легко и естественно переходящих в
пение. Поет Марион (по преимуществу), поет ее жених Робен, поет немного рыцарь
и другие действующие лица. Возвращаясь с турнира, рыцарь встречает прелестную
пастушку Марион и настойчиво предлагает ей свою любовь, она же решительно
отвергает его, говоря о своей привязанности к жениху, простому крестьянину.
Сцена эта начинается песенкой Марион (пример 22), песней рыцаря, рефреном
Марион. Затем стихотворный диалог чередуется с короткими вокальными
фрагментами, отчасти повторяющими уже прозвучавшие в начале мелодии. Не
достигший цели и провожаемый шуточной песенкой Марион, рыцарь отправляется на
охоту. Появляется Робен, собираются их односельчане, идет веселая пляска с
песнями, причем мелодия подхватывается различными участниками сцены: тут
рондальная форма приходится как нельзя кстати. Рыцарь пытается похитить Марион,
но ей удается ускользнуть от него. Все заканчивается общим весельем и плясовой
песней. Всего в пьесе двадцать восемь музыкальных выступлений. Будущее, даже
далекое будущее показало, что комедийный спектакль с большим участием музыки,
близкой бытовым традициям, — подлинно французский жанр: это подтверждается
предысторией комической оперы в XVIII веке и
рождением оперетты в XIX.
Предыдущая Следующая