Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Искусство
миннезингеров развилось почти столетием позже, чем искусство трубадуров, в
несколько иной исторической обстановке, в стране, где поначалу еще не было
таких прочных основ для сложения нового, чисто светского мировосприятия. Для
миннезанга известное значение тоже имели народно-песенные истоки (более
ощутимые у одних его представителей, малозаметные у других), но вместе с тем у
немецких поэтов-музыкантов яснее чувствовались связи с духовной тематикой и
церковной мелодической традицией. Меньше, чем в Провансе или Аррасе,
сказывались в Германии прямые влияния песни-пляски с ее живыми ритмами на
искусство рыцарского круга, и последовательнее, чем во Франции, прославляли
миннезингеры любовь возвышенную, идеальную,
68
граничащую
с культом Девы Марии. Больше серьезности, порой рефлексии, умозрительности,
меньше простых жизненных импульсов, динамики, простодушной «телесности». Искусство
миннезингеров отнюдь не противостоит искусству трубадуров и труверов: оно
по-своему соответствует примерно тому же этапу в развитии средневекового
общества. Однако поскольку формирование миннезанга не сопряжено с таким взлетом
поэтического творчества, который был возможен в Провансе, — искусство
немецкого рыцарства в одних чертах приближается к искусству трубадуров, в
других отстоит от него дальше. Вместе с тем крупнейшие миннезингеры, вне
сомнений, были не только талантливыми поэтами, но и отличными музыкантами, в
чьем творчестве наметились черты, ставшие надолго характерными для немецкого
музыкального искусства.
Из
числа ранних миннезингеров известен Дитмар фон Айст (австриец по
происхождению), в творчестве, которого едва начинает складываться культ
прекрасной дамы и идеал бескорыстного служения ей. Среди его произведений —
первый образец «Tagelied» («утренней песни») —
своего рода аналогия провансальской альбе. Прямые связи с французским
музыкально-поэтическим искусством особенно отчетливо проявлялись у Фридриха
фон Гаузена из Вормса, который лично посетил Францию. Участник крестового
похода, приближенный Фридриха Барбароссы, он создал новый текст песни
крестоносцев, полностью использовав для этого музыку соответствующего
произведения Конона де Бетюн. Известно, что и другие миннезингеры того же
поколения непосредственно опирались на творческий пример трубадуров (например,
Фольке Марсельского).
Предыдущая Следующая