Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Во
всяком случае, поэтическое творчество Вальтера фон дер Фогельвейде
свидетельствует о широте его интересов, о склонности не только к любовной
лирике, но и к обличительной поэзии, к раздумьям о своей стране и политических
событиях современности. Судя по немногим сохранившимся образцам напевов,
созданных этим поэтом-музыкантом, ему были легко доступны жанровые
разновидности искусства миннезанга: простые песни в народном духе; мужественные
и серьезные, более развитые песни крестоносцев (пример 24); искусные, мелодически широкие
любовно-лирические произведения.
Более
поэтически сложный, более отвлеченный характер носит искусство Генриха из
Мейссена, выразительно прозванного Фрауенлобом. Впрочем, это скорее относится к
его текстам и к структуре растянутых строф с обилием рифм, чем к самим напевам.
Среди песен Фрауенлоба немало образцов широкой плавной мелодики, очень цельной
интонационно, структурно завершенной не менее, чем в напевах трубадуров.
Приведем яркий образец (пример 25),
в котором желательно обратить внимание на цельность мелодического
развития: первый девятитакт повторен, а с такта 19-го следует новый девятитакт,
который, однако, интонационно выведен из предыдущего. Так «барформа»,
схематически выражаемая как ААВ становится более завершенной, поскольку В, по
существу, развито из А.
В
творчестве рыцаря из Баварии Нитгарта фон Рювенталя исследователи отмечают и
пародирование крестьянских танцевальных мелодий, и одновременно — влияние
народного искусства на характер его «летних песен» (помимо того в них есть и
черты пасторалей, и диалогичность).
70
Итак,
искусство миннезанга не столь уж однопланово: в нем совмещаются различные
тенденции, причем мелодическая сторона, с нашей точки зрения, в целом более
прогрессивна, более интересна, чем поэтическая. Как уже можно было заметить,
жанровые разновидности песен у миннезингеров во многом сходны с теми, что
культивировались провансальскими трубадурами: Tagelied, песни
крестоносцев, любовно-лирические песни различных видов, танцевальные напевы. И
хотя в структуре песенной строфы миннезингеры нередко склонны к «сквозной
композиции» (в форме лейха, как у французов ле), все же тенденция повторности
и выведения последующего из предыдущего, то есть принцип расчлененности и
единства мелодики в строфе, действует в преобладающем количестве произведений.
Вернемся к приведенной песне крестоносцев Вальтера фон дер Фогельвейде: ее стихотворная
строфа состоит из строк А В С D Е F G (рифмуются между собой строки А и С, В и D, а также Е — F — G); им соответствует музыкальная композиция А В А В С D В.
Предыдущая Следующая