Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
И
подобно тому как последние труверы уже смыкаются с представителями
профессионального музыкального искусства, владеющими новой техникой
многоголосия, последние миннезингеры движутся в этом же направлении.
В XII—XIII веках
новые, очень значительные процессы происходят в области духовной музыки
крупнейших стран Западной Европы. Несмотря на то что новое проявляется здесь
многообразно, в различных формах, — это движение в принципе направлено против
канонизированных рамок церковного искусства и во многом зависит от примера и
образцов светской художественной культуры своего времени. Признаки нового
подъема духовной лирики во Франции, Италии, Испании, превращение церковной
литургической драмы в мистерию, первые этапы в развитии многоголосия
свидетельствуют, что наступившая полоса исторических перемен захватывает в
конечном счете и сферу церковности.
Под
прямым или косвенным воздействием светского музыкально-поэтического искусства
развиваются новые формы духовной музыки и как бы перерабатываются старые. Чаще
всего они так или иначе тяготеют к новому роду лирической поэзии — к духовной
лирике. Новый расцвет переживают прозы во Франции, секвенции в Италии. В XIII веке появляются короткие рифмованные прозы Адама де
сен Виктора, близкие формам светской музыкально-поэтической лирики. Из
латинской любовной песни «О прекрасная Венера», известной в Вероне, возникает
песня пилигримов со словами «О благородный Рим»; музыка остается без
изменений. Светское начало решительно вторгается в образность испанской
духовной лирики. Все это не случайно совпадает с расцветом лирического искусства
провансальских трубадуров, затем труверов и немецких миннезингеров их искусство
распространяется по
71
всей
Европе, и пример его становится поистине могущественным.
Большую
роль для стимулирования новых видов духовной лирики выполнили в тех условиях еретические
движения, столь характерные, например, для средневековой Италии. Они
естественно порождали сильнейшую антигригорианскую оппозицию, хотя отнюдь не
отказывались от духовных форм искусства. Это неизбежно вытекало из самого
положения вещей: мощные антицерковные течения развивались тогда именно как духовные
ереси. Тем не менее под ними скрывался более глубокий общественный смысл. Мы
уже ссылались на слова Энгельса, утверждавшего, что в условиях средневековья
все нападки на феодализм, на церковь, «все революционные, социальные и
политические учения должны были представлять из себя одновременно и
богословские ереси». Создание новых видов духовной лирики, близкой светскому,
возможно даже народному искусству, на местных языках (а не на латыни) было выражением
своего рода протеста против католической церковности вообще. В Италии его
питали именно ереси, в Испании оно было в значительной мере связано с
воздействием примера трубадуров. Новые стремления к созданию духовной лирики
воплотились у итальянцев в так называемой лауде (гимн, «восхваление») и новых
образцах секвенций. В Испании же появился новый вид духовной лирики — кантига.
Предыдущая Следующая