Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
История,
если не легенда, связывает появление первых лауд как духовных стихов на местном
наречии со Средней Италией, с Франциском Ассизским и его деятельностью,
начавшейся в XII веке и захватившей и первую
четверть XIII (Франциск умер в 1226 году).
Основатель «еретической» общины, позднее давшей начало нищенствующему
монашенскому ордену францисканцев, Франциск Ассизский сам был поэтом и
музыкантом, а его последователи в XIII веке
.Якопоне да Тоди и Фома Челано известны как создатели наиболее прославленных и
доныне не забытых секвенций «Stabat mater» и «Dies irae». Значение этого искусства неизмеримо шире, чем
значение ордена францисканцев, так как итальянская лауда питается народными
истоками. Первые тексты лауд сочинялись, видимо, самим Франциском, а музыка
скорее всего подбиралась к ним из народных напевов. Их поэтические образы, в
отличие от канонизированных церковных текстов, приблизились, так сказать, к
земле, к реальной жизни, прониклись теплым, порой едва ли не экстатическим
чувством. С XIII века лауды распевались
повсюду в Италии как всем доступные, но никому не принадлежащие, известные в народе
строфические духовные песни, то глубоко лирические, то радостные, даже
призывающие к пляске, то горестные или сатирические. Музыка лауд поначалу
была, разумеется, одноголосной, зачастую очень простой, и даже при дальнейшем
развитии осталась песенной по характеру мелодики и структуре.
К
тому же времени относится и новый подъем духовной секвенции в Италии — на этом
этапе уже как свободной (независимой от юбиляций) музыкально-поэтической формы.
Мягким и глубо-
72
ким
лирико-элегическим чувством отмечена секвенция Якопоне да Тоди «Stabat mater» (на латинский текст), мелодически цельная и
пластичная. Еще более известная секвенция «Dies irae», приписываемая Фоме Челано, была затем
канонизирована католической церковью и вошла в заупокойную мессу — реквием (пример
26). Ее
прекрасный, звучащий металлом, латинский стихотворный текст, ее выразительная,
сильная, грозная с первых интонаций мелодия постоянно, вплоть до наших дней
привлекала к себе внимание музыкантов. Ее многократно использовали впоследствии
композиторы, как воплощение грозной силы смерти, рокового, неотвратимого,
«средневекового» пророчества о «Дне гнева». Современник Франциска Ассизского
французский архиепископ Пьер Корбейль, автор ряда секвенций, сочинил так
называемую «ослиную прозу», которая приобрела большую популярность. Она
предназначалась к празднику обрезания и была связана с событиями, близкими
рождеству. Согласно евангелию, на осле были привезены дары волхвов, прибывших
поклониться младенцу Христу, и осел же вскоре должен отвезти святое семейство в
Египет. И вот в этой связи в соответствующем богослужении появилась проза в
качестве вставки, восхваляющей осла:
Предыдущая Следующая