Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Куда
именно, в каком направлении восходят истоки профессионального многоголосия в
Западной Европе — этот вопрос не решен и вряд ли может быть решен с полной
точностью, поскольку «оазисы многоголосия» встречаются в разных странах,
поскольку в народной исполнительской практике оно возникает стихийно,
поскольку, наконец, народная традиция остается устной.
Наиболее
старые и обильные сведения о раннем многоголосии идут в Западной Европе как
будто бы с Британских островов: их дают Иоанн Скот Эриугена, шотландец из
Ирландии («О разделении природы», 867), Джон Коттон («О музыке», ок. 1100).
Однако трудно представить, чтобы все раннее развитие профессионального
многоголосия в певческих школах Шартра, монастыря Сан Марсьаль в Лиможе и
собора Нотр-Дам в Париже было обязано творческим импульсам, идущим только с
Британских островов, как бы ни были существенны связи французских и английских
музыкантов, как бы ни убедителен был пример «Уинчестерского тропаря»
(многочисленные записи двухголосных цер-
75
ковных
песнопений в первой половине XI века). Без
внутренних творческих стимулов, без особенного творческого потенциала в стране,
в обществе, в том или ином художественном кругу не могут развиваться извне
привитые вкусы, потребности, критерии оценок.
Итак,
в ряде музыкальных центров Западной Европы начиная с XI века и особенно интенсивно в XII—XIII веках,
проявляется вкус к многоголосию, стремление создавать, исполнять и слышать
двух-, трех- (далее и четырех-) голосные произведения — прежде всего вокальные.
Этот вкус, это стремление исходят из наиболее профессиональной музыкальной
среды, то есть из среды мастеров своего времени — а ими были тогда лучшие
церковные певцы, как наиболее образованные из музыкантов. Именно таким образом
выражалась у них потребность в новом, столь характерная для
музыкального искусства того времени. У провансальских трубадуров она была
выражена иначе; в духовной лирике тоже нашла свое выражение. Трубадуры
были свободны от власти какого-либо канонического образца; создатели новых
секвенций, лауд, кантиг действовали, по существу, во внелитургической области.
Профессиональные же церковные певцы были волей-неволей связаны своим
канонизированным репертуаром — григорианской мелодикой и всей сложившейся
суммой церковных песнопений. Добавлять к ним новые мелодические вставки певцы
начали еще со времен первых секвенций и тропов и продолжали вплоть до XII—XIII веков (Адам
де Сен Виктор, Пьер Корбейль, Фома Челано, Якопоне да Тоди). Создатели первых
многоголосных образцов пошли по иному пути: они попытались и сохранить
григорианский «подлинник», и решительно обновить общее звучание, присоединив к
церковной мелодии новый голос (или новые голоса, как будет дальше). Это стало
единственно возможным для них решением в поисках новой выразительности, новых
художественных ресурсов. Иного пути у них тогда попросту не было! В течение
долгого-долгого времени то или иное наслоение голосов на григорианский хорал,
приобретая различные художественные воплощения, оставалось в силе для церковной
музыки в Западной Европе: принцип, найденный в XI—XII веках, не
был отвергнут и в дальнейшем (XV—XVI века), хотя сами формы многоголосия непрестанно эволюционировали.
Предыдущая Следующая