Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Теоретические
сведения о развитии многоголосия в Западной Европе дошли к нам от IX века, нотные памятники сохранились начиная с XI. Существует множество предположений о том, что
многоголосие, возможно, существовало и раньше — в античном мире, в
позднеримское время, в народной музыке, в частности, инструментальной и т. п. В
самом деле, что-то существенное в реальной действительности должно было
исподволь подготовить столь важные изменения в музыкальном складе, в
музыкальном письме, которые означали уже новый этап эволюции музыкального
искусства. Вместе с тем неправомерно было бы думать, что многоголосие
существовало всегда в тех же (или близких им) формах, какие начали утверждаться
в профессиональной музыке с XI века. Явления
многоголосия могли встречаться в принципе и значительно ранее, и в далеко не
одинаковых исторических условиях. Гетерофония, как полагают специалисты, могла
иметь место даже у первобытных народов. Если для античности не было характерным
культивирование многоголосия как определенной
74
системы,
то явление созвучий было известно древним, и в практике исполнительства (голос
и инструмент) случаи многоголосия, по всей вероятности, у них не исключены.
Приемы многоголосия наблюдаются в народной музыке разных стран, появляясь то
здесь, то там — и одновременно отсутствуя где-либо по соседству. Многоголосный
(хоровой) склад, по-видимому, был характерен для ряда народов на определенных
этапах их развития, и отдельные очаги многоголосия рассеяны подчас на далеких
расстояниях, например от Грузии до Камбрии (Уэльс). Некоторые инструменты,
ставшие в средние века бытовыми в Европе (крота, волынка, лира нищих), давали
эффекты многоголосия — одновременные звучания. Следовательно, о простом
зарождении многоголосия как такового в XI веке (или несколько ранее) говорить недостаточно.
Значит
ли это, однако, что «профессиональное» многоголосие с XI—XII веков всего
лишь продолжило то, что уже сложилось тогда в бытовой художественной практике?
Нет, здесь происходит именно качественный сдвиг: началось последовательное
развитие многоголосия как музыкального склада, который доныне господствует в
музыкальном, искусстве развитых стран мира. Далекие истоки его могли быть
народно-бытовыми , но затем оно сложилось в новую систему и продолжало
развиваться сложным путем профессионального искусства. Такое раннее
многоголосие, какое известно нам по рукописям из монастырей Шартра, Лиможа,
Сантьяго-де-Компостела (XII век),
действительно ново по своему времени и в целом далеко отстоит от народной
практики — хотя бы потому, что требует профессиональной выучки и письменной
фиксации. Даже сопоставление образцов этого искусства с современными ему
песнями трубадуров и труверов с убедительностью показало бы, что это —
различные области, с различным пониманием мелодики, ритмического движения,
формообразования, не говоря уже о многоголосии и одноголосии.
Предыдущая Следующая