Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
У
Гвидо из Ареццо, который, как мы могли убедиться, мыслил по преимуществу
музыкально-практически, без отвлеченностей, в трактате «Микролог» (ок. 1025)
приведены примеры свободного сочетания голосов, идущих нота против ноты (то
есть второй голос — за главным), но образующих, помимо исходного и заключительного
унисона И параллельных кварт, секунду и терцию при переходе от унисона к кварте
и обратно. Об относительно свободном сочетании голосов свидетельствует и
образец, приведенный в миланском трактате «Ad organum faciendum» (ок. 1150). В своем трактате «De musica» (ок. 1100) Джон Коттон дает следующее определение:
«Диафония
есть согласованное расхождение голосов, выполняемое по меньшей мере двумя
певцами, так что один ведет основную мелодию, а другой искусно бродит по
другим звукам; оба они в отдельные моменты сходятся в унисоне или октаве. Этот
способ пения обычно называется органом, оттого, что человеческий голос, умело
расходясь [с основным], звучит похоже
12 Цит. по изд.: Музыкальная эстетика западноевропейского
средневековья и Возрождения. М., 1966, с. 298.
77
на
инструмент, называемый органом. Слово „диафония" значит двойной голос или
расхождение голосов» 13.
Таким
образом, различные авторы на протяжении около двух столетий — даже независимо от
того, как они мыслят интервальное соотношение голосов, — допускают лишь один
принцип многоголосия: присоединение к григорианской мелодии другого голоса
(или других голосов), движущегося в едином* с ним ритме. Иные перспективы перед ними даже не
возникают.
Есть
все основания полагать, что на раннем этапе развития многоголосия в церковной
музыке движение голосов «нота против ноты» более или менее широко
распространялось и на практике. Оно, конечно, связывало развитие
многоголосного склада, препятствовало образованию того, что мы называем
полифонией. Еще более ограничивало возможности многоголосия движение параллельными
квинтами, квартами и октавами. Музыкальные памятники, относящиеся примерно к
середине XII века, дают уже целый круг
образцов иного характера, которые свидетельствуют о возникшей самостоятельности
нового голоса, присоединенного к основной хоральной мелодии. Примечательно, что
эти памятники возникли в монастырях Сан Марсьаль в Лиможе и
Сантьяго-де-Компостела в Галисии (Испания): именно такие крупные центры
духовной культуры средневековья привлекали к себе толпы паломников из разных
стран (не только европейцев, но и арабов) и превращались в своего рода
перекресток различных культурных традиций, способствовали некоему обмену
художественным опытом. Нередко приходится встречать утверждения о том, что
арабские и другие восточные влияния проявились при зарождении
музыкально-поэтического искусства трубадуров в Провансе, что они же, эти
влияния, могли сказаться и на стиле ранних образцов французского и испанского
многоголосия. Нет оснований принимать это безоговорочно. Конкретные
доказательства отсутствуют. Скорее всего не воздействие арабской или иной далекой
культуры, а общая атмосфера, создавшаяся постоянным" движением все новых
и новых толп и слоев прибывающих паломников, устройством пышных и
торжественных церковных служб, способствовала приподнятости эмоций и
интенсивному развитию новых форм церковного искусства. Небезынтересно, что в
последующих нападках на новый стиль церковного пения его противники резко
осуждали певцов за то, что они «опьяняют слух», несдержанны в изобретении
нового, усложняют мелодию и оставляют в пренебрежении григорианский
«подлинник».
Предыдущая Следующая