Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Записи
многоголосия того времени сохранили образцы мелизматического органума: на
замедленную, изложенную большими длительностями основную (григорианскую)
мелодию принципалиса наслаивалась более подвижная мелодическая линия
органа-лиса, в котором большие распевы из многих звуков приходились
13 Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья
и Возрождения, с. 215. . .
78
на.
один звук канонизированной основной мелодии. Общее впечатление создается в
итоге совсем иное: в сравнении с двухголосием «нота против ноты» — впечатление
свободы выразительности. Хоральная мелодия в больших длительностях дает опоры
для движения, но как целое отчасти утрачивает свое значение, мелизматический же
верхний голос вьется и разливается в легких попевках, захватывая по
преимуществу соседние звуки, возвращаясь к сходным интонациям в характерном
кружении, и, по существу, очень далеко отходит от самого типа канонизированной
церковной мелодики: в этом свободном парении есть что-то вдохновенное, чуть ли
не экстатическое. По-своему такие черты выражены и в рукописях монастыря Сан
Марсьаль и в так называемом «Каликстинском кодексе» из Сантьяго-де-Компостела
(примеры 29, 30).
Что
касается основной мелодии в принципалисе, то она чаще всего берется из
относительно мелизматических песнопений или же фрагментов (например, alleluja). По характеру звучания ясно, что подвижная, если не
виртуозная мелодия органалиса требует сольного исполнения: мелизматический
органум был рассчитан, по всей видимости, на исполнение силами двух певцов,
хотя мелодия принципалиса, вероятно, могла быть исполнена и не одним певцом, и
при поддержке органа. Ритм тогда еще в записи не фиксировался, так что можно
предполагать до некоторой степени свободное в этом смысле исполнение
мелизматической мелодии органалиса. Так или иначе, соотношение двух голосов с
их разными функциями здесь уже позволяет говорить о начальных чертах
полифонии.
Если
в свое время первое введение секвенций и тропов в контекст григорианской
мелодики уже было проявлением антигригорианской тенденции, то присоединение к
хоральной мелодии второго, относительно свободного и развитого голоса
знаменовало качественное усиление той же тенденции, характерное для нового
этапа в существовании католической церковной музыки.
Предыдущая Следующая