Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Понятие жанра оказывается однокоренным с
понятием "гена", не случайно неся в себе структурно организованный
"ген" мысли, действующий как порождающая структура в творчестве.
Поэтому термин "генология"33, в значении "жанрология"
предлагается исследователями для обозначения общеэстетического аспекта жанровой
теории. Жанровая система сложившихся и постоянно возникающих музыкальных
«мыслеформ» служит своеобразным художественно-генетическим кодом, преобразующим
социальные импульсы в художественные структуры.
В наше время феномен жанра должен быть
рассмотрен с новых позиций теории трансперсонального сознания (В.Налимов,
Л.Дорфман).
Степень детерминированности жанров связана
с общественно-историческими предпосылками их возникновения, бытования и
условиями развития. Иерархия жанров развита в систематизации Л.Березовчук, где
жанры подразделяются по миметическому принципу, который является основным
информационно-полевым принципом регулятивности социумов: миметически простые
жанры, миметически сложные жанры, а также еще более сложные -аналитические
жанры, связанные с концептуальным авторским творчеством34.
С позиций информациологии жанровая
типология отражает общие информационные потребности человека и человеческих
полевых общностей -таких как абсолютные, вторичные и спонтанные информационные
потребности (А.Соколов)35.
Первичные, базовые - акциональные
миметические жанры - танец, марш, песня, романс - обеспечивают контактные,
акциональные миметические сообщества людей. Концептуальные жанры обеспечивают
дистантные сообщества, рассчитанные на долговременное бытие тезаурусной
общности людей, переходящей границы смены поколений. Первичные миметические
жанры - песня, танец - имеющие традиционное функционирование в общности
(фольклор) так же содержат "гены" долговременной связи между людьми и
между поколениями людей.
Жанры второго миметического уровня -
оперы, оратории, симфонии, сонаты - производны от первичных, но отражают более
сложный жизненно-ситуативный опыт людей, являясь более сложными феноменами,
основанными на механизмах долговременного регулирования социумов путем передачи
опосредованной в музыке сложной эмоционально-адаптивной информации36.
Предыдущая Следующая