Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Музыкальные жанры. таким образом.
представляют собой информационно-полевые феномены музыкального сознания,
основанные на информационных потоках долговременного существования, обеспечивая
хранение и воспроизводство адапташюгенной информации на социально-полевом
уровне существования.
Особо значимым представляется
существование в творческом мышлении композиторов сферы свободного
концептуального высказывания, не связанного с жанровыми моделями. В музыке
современных композиторов эта свобода становится модусом всеобщей внутренней
подвижности, одним из фундаментальных принципов современного музыкального
мышления. Специальные исследования показывают, что музыка XX века - это музыка авторской концепции
формы, жанра, гармонии, интонационного языка (С.Савенко, Е.Вязкова, Л.Дьячкова,
С.Курбатская, Т.Кюрегян).
Описание сложных систем связано с
принципом огромного сжатия информации на определенных степениях действия
макросистем в восприятии (Г.Хакен. И.Пригожин. Е.Князева. С.Курдюмов).
"Информационная плотность", феномен сжатия информации проявляется и
при формировании жанровой системы музыкального искусства - в ее эволюции и
бытовании в культуре.
Выводы современной информациологии
определяют общее понятие информационного потока (Цымбал). В некоторых
исследованиях высказывались идеи о волновой и полевой структуре не только
жанровых образований в музыке, но и самих стилистических циклов в истории
культуры (Н.Велижева, А.Дриккер). Рассматривая в этом свете теорию жанров,
можно видеть, что каждый вид искусства представляет собой относительно
автономный информационный поток в общем информационном поле культуры. В то же
время эти потоки имеют тенденцию к воссоединению с другими информационными
потоками. Наиболее ярко эта тенденция в наши дни выражена в музыке - она имеет
множество сопряжений с другими видами искусств, интегрирует во все сферы жизни
(Г.Кушнер, В.Кущ, В.Медушевский).
Наука о жанре входит, таким образом, в
философские исследования о принципах и формах мышления. Музыкальное искусство
представляет действие иерархии мыслеформ, отражающих общие формы сознания.
Современными мыслителями все более осознается роль типизированных мыслительных
форм (топосов) (А.Невелев); выявляется «иерархия эйдосов (порождающих информационных
матриц), задающих структурные и целевые основания материально-множественного
существования физических, биологических и психических норм" (А.Иванов). В
работах современных философов показывается, что такие представления
"всегда имплицитно присутствовали в смысловых слоях базовых физических
понятий "материя", "поле", "информация",
"вакуум", <...> связанных с научным освоением тончайших несущих
энергий Космоса, неотделимых от психической деятельности человека".
Выдвигаются гипотезы о том, что они эволюционируют вместе (или параллельно) с
человеческим трансперсональным сознанием. Отражение этой эволюции можно видеть
в эволюции музыкальных форм, жанров, интонационных мысле-форм, а также и новых
структур сознания, проявляющихся в новой "материи" музыкального
искусства.
Предыдущая Следующая