Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
С точки зрения информационно-полевого
музыкального феномена можно выделить только два этапа, разделяющихся по
принципу характеристики самой субстанции музыки как живой, биотической -
действующие на живые, биотические общности и - техно-биотической, продуцируемой
техногенными средствами, но оказывающей влияние на человека как в контактных
формах общения людей, так и в дистантных, охватывающих неисчислимые множества
людей. В трансформации современной цивилизации от биотических информационных
полей к технобиотическим - электронным - проблема большого технологического и
социального масштаба.
Информационное поле музыкальных технологий
является доминирующим в современной культуре (Е.Назайкинский, А.Волков-Ланнит,
Е.Дуков, Е.Шашеро, А.Коровина, Г.Котляренко, Р.Кунафин, А.Айги, А.Шнитке,
А.Варгафтик, Д.Ухов).
В этой связи музыкальные технологии можно
подразделить следующим образом: 1. Звукозапись и видеозапись традиционных (в
широком смысле) форм музицирования; 2. Технологии конструирования звука: а)
попытки конструирования традиционных звуко-тембров в границах воспроизведения
традиционного человеческого музыкально-интонационного языка с его уровнем
эмоционально-концепционных смыслов; б) конструирование нетрадиционных
звуко-тембров на электронных (и компьютерных) синтезаторах на уровнях нетрадиционной
интонационности технологического происхождения, восходящей к интеллектуальным
формам познания.
Звукозапись, а затем и видеозапись в
массовом масштабе кардинальным образом меняют направление потоков культуры - ее
движение от полевых структур акциональных общностей - к уединению личности. Эти
процессы создают проблемы соотношения массового и индивидуального в восприятии
и потреблении музыки, о соотношении в культуре элитарного и массового,
индивидуального и тиражированного. Вследствие зафиксированности - не '
вариантности - произведений возникает быстрая смена стилей потребляемых
артефактов.
Музыкальные технологии в основном
восприняты массовым акциональным искуством, менее требовательным к стихиям
тонких пластов выразительности. Многие формы современной музыки появились после
изобретения звукозаписи и благодаря ей. Способом своей фиксации они выбрали
именно звукозапись, поскольку новые, импровизационные формы музыки
принципиально не фиксируются нотной записью - их импровизационная спонтанность,
мелодический, гармонический, ритмический язык, вариабельность произведения как
концертного феномена не вмещаются в сетку линейной нотации, противятся всякой
фиксации, кроме звуковоспроизводящей. Звукозапись обеспечила поп-музыке и
аудиторию, и школу, исполнительские кадры, оказалась школой импровизационного
исполнительства (Е.Шашеро, А.Коровина).
Предыдущая Следующая