Человек
и музыка: нетрадиционный подход к проблеме
Хоменков
А. С.
"Из множества
неразгаданных тайн мира самой глубокой и сокровенной остается тайна
творчества."
Стефан Цвейг
Эти слова можно было
бы поставить в виде эпиграфа не только здесь, но и к любой другой обобщающей
работе, связанной с проблемой творчества. Обилие частных исследований
творческого процесса нисколько не способствует прояснению его сущности. Напротив,
по признанию исследователей, это обилие привело к тому, что "науку
захлестнула волна бессистемности" (Пономарев, 1989, с. 23). При всем этом,
исследовательский кризис выразился не только в отсутствии адекватной обобщающей
схемы, но и в том, что определенные эмпирические факты остались как бы за
пределами всяких возможностей их понимания.
К таким фактам
можно, к примеру, отнести наличие в структуре многих высокодуховных
произведений искусства пропорции золотое сечение. Эта же пропорция, как известно,
широко встречается и в природе, что, кстати, является для современной науки
также непонятным фактом. Но, в то же время, объяснить наличие золотой пропорции
в искусстве простым подражанием природе невозможно. Ведь, кроме архитектуры и
живописи, эта пропорция встречается еще и в музыке, где она развертывается во
временном аспекте: к ней тяготеет положение кульминационных точек произведений
и соотношение длительности их составных частей (Васютинский, 1990, с. 188).
При этом, такая
математически правильная организация структуры музыкального произведения
встречается и в народной музыке, где полностью исключается сознательный расчет
(Розенов, 1982, с. 120). ( Пропорция золотое сечение - разделение какого либо
отрезка на две неравные части так, что меньшая часть относится к большей, как
большая к целому. Численно такое соотношение приблизительно равно 0,618.)
Другой, не менее
загадочной закономерностью музыкального творчества является способность музыки
оказывать воздействие на живые существа, в частности, на растения. Известно, что
классическая музыка стимулирует жизнедеятельность растений, а рок - наоборот,
угнетает. Все это хорошо известно, но совершенно не осмыслено философски. Можно,
вероятно, говорить о том, что метафизические корни музыки находятся вне поля
зрения современной цивилизации. Этот факт выглядит особенно парадоксальным на
фоне известных исторических свидетельств о тесной связи самих истоков
европейской философской мысли с музыкальным творчеством. Эта связь проявилась, как
известно, еще у пифагорейцев.
Главная Следующая