Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Пифагорейцам принадлежит
одно замечательное открытие: колеблющиеся струны производят при одинаковом
натяжении гармоническое звучание в том случае, когда их длины находятся в
простом рациональном соотношении. Известный немецкий физик и философ Вернер
Гейзенберг назвал это открытие "одним из наиболее плодотворных",
сделанных за всю историю человечества (Гейзенберг, 1987, с. 271). Оно показало,
что в основе гармонии лежит математическая структура - сущность не
вещественная, но умопостигаемая, идеальная. Гейзенберг подчеркивал: "именно
в силу этого открытия в пифагорейском учении совершился прорыв к новым формам
мышления. Оно привело к тому, что первоосновой всего сущего стало считаться уже
не чувственно воспринимаемое вещество вроде воды Фалеса, а идеальный принцип
формы" (там же, с. 271).
Можно
предположить, что платоновское учение об эйдосах - идеальных сущностях, с
которыми тесно связана жизнь нашего вещественного мира, в какой-то степени
является отдаленным отзвуком пифагорейских опытов со звучанием натянутых струн.
Это предположение
может показаться особенно правдоподобным, если учесть, что становление Платона
как философа во многом происходило под влиянием пифагорейцев, дружба с которыми
для него "оказалась очень плодотворной" (Лосев; Тахо-Годи,
1993,с.38).
Платоновские идеи оказались
чрезвычайно популярными среди мыслителей последующих поколений. В частности,
тот же Гейзенберг считал, что идеи Платона находят свое воплощение в структуре
современной физики, которая, по его словам, в ХХ столетии "совершает очень
отчетливо поворот от Демокрита к Платону" (Гейзенберг, 1958, с.65), то
есть от материализма к идеализму.
Однако, столь
значительная популярность платонизма и его всестороннее развитие не заполнили
мировоззренческий вакуум, существующий вокруг закономерностей музыкального
творчества. А этот вакуум действительно существует: растения вянут от рок-музыки,
а в структуре наиболее одухотворенных классических произведений обнаруживается пропорция
золотое сечение (Розенов, 1982, с. 156). И эти факты не в состоянии объяснить ни
платонизм, ни какие-либо другие философские школы. В итоге складывается весьма
странная ситуация: многие тысячи студентов с утра слушают лекции по философии,
а вечером окунаются в мир музыки и при этом не задумываются о том, что между
этими двумя мирами должна существовать определенная связь. Ведь философия призвана
дать целостную и предельно обобщенную картину всего бытия, и если какой-то его
феномен в эту картину не вписывается, значит дело в самой философии.
Предыдущая Следующая