Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Характерно, что
современная биология "на пути построения общей теории жизни" кроме парадокса
цельности другой своей принципиальной трудностью назвала так называемый
парадокс развития (Югай, 1976, с. 101), также неразрешимый в рамках
картезианско-материалистических воззрений. Суть этого парадокса заключается в невозможности
объяснения процесса индивидуального развития живого организма на основании
известных науке функциональных жизненных механизмов. В процессе эмбриогенеза
"высшее возникает как бы "из ничего", как бы помимо низшего... оно
лишено преемственной связи с низшим" (там же, с. 102).
Парадокс развития
так же свидетельствует о формообразующем трансцендентно-идеальном основании
всего сущего, о той, не только внепространственной, но и вневременной Жизни, в
Которой все живое уже как бы существует "прежде своего воплощении в
бытии" (Дионисий Ареопагит, 1991, с. 67), и Которая из своей вневременной
трансцендентности управляет ходом развития живых существ. Да и не только их, но,
видимо, и развитием человеческого сознания. В психологии парадокс развития,
как, впрочем, и парадокс цельности, не сформулирован в виде конкретного
определения, но в психологической литературе оба эти парадокса легко обнаруживаются.
В частности, они присутствуют, в трудах Л.С.Выготского, критиковавшего как
попытки сведения в психике высшее к низшему, так и тенденции объяснения
процесса развития сознания в виде чисто количественного процесса, игнорируя,
при этом, изменение самого характера интеллекта (Выготский, 1960, с. 183-184).
Итак, небольшой
экскурс в область биологии позволил нам конкретизировать представления о
сущности человеческого сознания, вписать их в контекст более общих мировоззренческих
установок, охватывающих как живое, так и психическое. Эти установки,- парадокс
цельности и парадокс развития,- свидетельствуют о неправомочности попыток
объяснения жизни и психики исходя из внутренних закономерностей их бытия. Они
выводят нашу мысль из сфер доступной науке феноменальности в онтологическую
трансцендентность, свидетельствуют о том, что "основание нашего мира - в
неизреченном покое Божественной жизни" (Флоровский, 1992б, с. 110).
Предыдущая Следующая